Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Маркетинговые исследования рынка

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Маркетинговые исследования / Маркетинговые исследования рынка
Маркетинговые исследования рынка

Сущность маркетинговых исследований рынка

В маркетинге под исследованиями принято понимать систематический поиск, сбор, анализ и последующее представление сведений и данных, которые относятся к конкретной ситуации в условиях рынка. Иначе говоря, это одна из форм бизнес-исследований, фокусирующаяся на понимании поведения потребителей, производителей и конкурентов в условиях функционирования рыночной системы. Одной из форм маркетинговых исследований выступает маркетинговое исследование рынка.

Определение 1

Под маркетинговым исследованием рынка следует понимать процесс непрерывного сбора информации об основах потребительского поведения, мотивации субъектов рыночных отношений и их анализа. В основе его проведения лежит изучение всех аспектов бизнес-среды.

Готовые работы на аналогичную тему

Основополагающей целью проведения маркетингового анализа рынка можно считать формирование информационно-аналитической базы, лежащей в основе принятия маркетинговых решений и способствующей снижению уровня неопределённости с ними связанного.

Маркетинговое исследование рынка – процесс довольно длительный и сложный. Его главная задача заключается в определении возможного объема реализации продукции и оценке уровня рыночного спроса на конкретный продукт. Получение этой информации предполагает необходимость решения ряда задач более мелкого порядка, а именно:

  • определение общей емкости рынка и расчет рыночной доли бизнеса в общей массе рынка;
  • анализ спроса (потребительского поведения);
  • анализ предложения (исследование и оценка конкурентов);
  • определение возможностей сбыта.
Замечание 1

Вся совокупность задач, решаемых в процессе проведения маркетингового исследования рынка, условно может быть разделена на два типа – исследования рыночной конъюнктуры и методическое обеспечение деятельности.

Методологическая основа маркетинговых исследований рынка

Методы исследования представляют собой приемы, предназначенные для практического и теоретического исследования маркетинговой среды, в которой осуществляет свою деятельность организация.

Методы маркетингового исследования рынка делятся на два типа:

  • фундаментальные;
  • прикладные.

Первые отражают общую картину изучаемого рынка и отдельных его характеристик, а вторые исследуют положение, занимаемое организацией в выбранном сегменте рынка. Каждая группа методов отличается по характеру сбора и обработки информации. Так или иначе, все методики могут работать как с первичной, так и с вторичной информацией.

Сбор первичной информации осуществляется в процессе текущего исследования рынка. В зависимости от метода ее получения информация (данные) может быть качественной, количественной или смешанной.

Количественные методы исследования ориентированы на выражение какой-либо проблемы в количественных показателях. Чаще всего они используются для изучения мнения большого числа респондентов, а добытые в процессе их использования результаты, как правило, поддаются статистической обработке.

Качественные методы в большинстве своем ориентированы на определение потребительских предпочтений и характер конкурентной борьбы. В большинстве своем они связаны с возможностью прогнозирования рыночного поведения его основных участников.

На практике широкое распространение при проведении маркетингового анализа рынка получили такие матричные методики стратегического анализа, как SWOT-анализ, PEST-анализ, матрица GE, сравнительный анализ и др. Кроме того активно используются и стандартные методы маркетинговых исследований, такие как опрос, интервью, торговый аудит, научное наблюдение и пр.

Особенности проведения маркетинговых исследований рынка

В основе проведения маркетинговых исследований рынка лежит соблюдение определенных принципов. Основными из них считаются системность, комплексность, последовательность, объективность, регулярность и экономичность. Все они должны быть соблюдены для обеспечения высокого качества проводимого исследования.

Сам процесс осуществления маркетингового исследования связан с необходимостью порождения определенных этапов, каждый из которых следует последовательно, один за другим. В общем виде процесс проведения маркетингового исследования рынка отражен на рисунке 1. Рассмотрим его более подробно.

 Процесс проведения маркетингового исследования рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Процесс проведения маркетингового исследования рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Первоначальным этапом всякого маркетингового исследования выступает постановка проблемы исследования. Это позволяет определить, что именно нужно исследовать, изучить и проанализировать.

Отталкиваясь от общей проблематики исследования, разрабатывается непосредственно сам план его проведения, определяется перечень используемых методов исследования, формируется бюджет маркетинга и определяются сроки проведения исследования. Также осуществляется определение и подбор лиц, ответственных за проведение исследования.

После прохождения подготовительной стадии производится сам сбор данных. При этом могут использоваться как первичные, так и вторичные источники маркетинговой информации. На данном этапе важная роль отводится фиксации получаемых данных, для чего могут быть использованы специальные компьютерные средства.

Собранные в процессе анализа рынка данные подвергаются группировке, компоновке и обработке. Далее структурированная информация подлежит оценке и аналитической проработке со стороны экспертов. Ее результатом должно стать вынесение объективных оценочных суждений относительно рынка сбыта, перспектив его развития и проблемы на нем рассматриваемой.

Заключительным этапом проведения маркетингового исследования рынка считается представление результатов. Как правило, результаты маркетингового исследования облачаются в форму отчета о проведении исследования, презентации к отчету и пояснительной записки.

Представление результатов осуществляется в письменной, при этом возможно сопровождение презентации устным докладом и/или аудио-визуальным материалом.