Рынок труда: понятие и особенности
Особой областью рыночных отношений, где осуществляются следки по купле-продаже рабочей силы является рынок труда.
Как экономическая категория, рынок труда – это комплекс отношений между собственниками рабочей силы, т.е. работниками и работодателями, т.е. предпринимателями, а также государством.
Это рынок, на котором формируется спрос, предложение и цена на рабочую силу, которая выступает в виде заработной платы.
Главная особенность данного рынка – это то, что субъектами экономических отношений являются крупные компании, малый и средний бизнес, государство, профсоюзные организации, а также отдельные работники, которые осуществляют предложение особого вида услуг.
Работник – свободный человек, который принимает решение. Это говорит о том, что на рынке труда покупается и продается не труд, а услуги труда. На них влияют множество факторов:
- профессиональная подготовка;
- опыт работы;
- квалификация и т.д.
Операции по купле-продажи – это определенная форма найма потенциальных кадров на определенных условиях.
Особенности рынка труда по сравнению с другими рынками:
- рынок обладает специфичностью реализуемого товара – рабочая сила;
- спрос на рынке – это производное от спроса на товары и услуги;
- отсутствие полной возможности реализовать принцип «примата потребителя» (вид ответственности перед потребителем, который диктует свою волю, желания, вкус производителю);
- длительная продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя;
- значительное влияние различных институтов (профсоюзы, трудовое законодательство, структуры профессиональной подготовки кадров, государственная политика в области труда и др.);
- влияние неденежных факторов (условия труда, карьерный рост, социальное обеспечение, безопасность для здоровья, особенности труда и отдыха).
Конкуренция на рынке труда заключается в соперничестве работников за места, а работодателей – за кадры.
Спрос на рынке труда – это платежеспособная потребность в рабочей силе в рамках отраслей экономики, регионов, а также компаний и организаций. На спрос влияет уровень развития экономики в стране, наличие производственных факторов, качество кадров (образование, квалификация), размер спроса на товары и услуги.
Предложение предполагает определенную форму численности и структуры рабочей силы, которая представлена на рынке. На предложение влияет численность активно занятого населения, соотношение работающих и безработных, квалификации кадров, миграции работников, продолжительность рабочего дня, производительности и интенсивности труда и т.д.
Направления исследования рынка рабочей силы
Маркетинговые исследования рынка труда предполагают изучение:
- самого рынка;
- конкурентов;
- потребителей;
- цен;
- внутреннего потенциала субъекта рынка рабочей силы.
В основе исследования лежат общенаучные методы, а также анализ и прогнозирование. Процесс исследования осуществляется в виде кабинетных (сбор и оценка вторичных данных) и полевых исследований (сбор и анализ первичной информации).
Результат изучения рынка труда - это информация, используемая для эффективного выбора и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности работодателя и работника.
Самым распространенным направление маркетинговых исследований рынка рабочей силы является исследование самого рынка. Целью данного направления является получение информации о рыночных условиях для определения деятельности всех субъектов. Эта информация позволит принять решения относительно выбора рынка, определить его емкость, осуществить планирование и прогнозирование деятельности.
Объекты рыночного исследования:
- тенденции и процессы развития рынка труда;
- анализ экономических, правовых, демографических и других факторов.
В результате исследования рынка рабочей силы осуществляется сегментация, т.е. выбор целевой ниши, а также прогнозы на перспективу развития.
Исследование конкурентов заключается в получении данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке рабочей силы. В этом случае изучаются сильные и слабые стороны конкурентов, оценивается их доля на рынке, поведение потребителей и т.д. Результат исследования – выбор путей и достижение выгодного положения на рынке труда по сравнению с конкурентами.
В рамках исследования потребителей определяю перечень факторов, которые влияют на выбор кадров работодателями. Объектами исследования являются компании, а также индивидуальные наниматели. Предмет изучения – мотивация поведения потенциального работодателя.
Изучение цен рабочей силы (заработной платы) ориентировано на определение стоимости труда, текущих и единовременных затрат и установление цен на конкретные виды рабочей силы.
Рынок труда – это особый рынок, на котором удовлетворяется потребность в рабочей силе, а также работник ищет подходящее рабочее место.
Процесс маркетингового исследования рынка труда
Процесс проведения маркетингового исследования рынка рабочей силы состоит из нескольких этапов:
- определение проблемы и постановка целей исследования;
- планирование и организация сбора данных:
- анализ полученных данных;
- составление и презентация отчета.
Залогом успешного проведения маркетингового исследования является правильно определенная проблема и точно поставленная цель маркетингового исследования.
Второй этап является самым трудоемкий и длительный по времени. Для его осуществления следует отобрать источники сбора данных (первичные и вторичные), определить методы исследования и разработать план исследования рынка.
Для анализа полученной информации используются качественные и количественные методы. В последнем случае это статистические методы анализа (корреляционный, регрессионный, факторный и др.).
Отчет о результатах исследования представляется в двух видах: подробный и сокращенный. Первый вариант предназначен для работников отдела кадров, а второй – для руководства компании, где представлены основные итоги исследования, выводы и рекомендации.
Отчет включает следующие разделы:
- описание рынка рабочей силы, его развитие;
- оценка спроса на трудовые ресурсы;
- объем и структура вакансий;
- обзор оплаты труда;
- анализ конкурентной среды;
- выводы и рекомендации.
Результаты проведенного исследования должны полностью отвечать поставленным целям. Выводы основаны на полученной информации, а рекомендации - это предложения дальнейших действий.