Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Маркетинговое исследование рынка труда

Рынок труда: понятие и особенности

Особой областью рыночных отношений, где осуществляются следки по купле-продаже рабочей силы является рынок труда.

Определение 1

Как экономическая категория, рынок труда – это комплекс отношений между собственниками рабочей силы, т.е. работниками и работодателями, т.е. предпринимателями, а также государством.

Это рынок, на котором формируется спрос, предложение и цена на рабочую силу, которая выступает в виде заработной платы.

Замечание 1

Главная особенность данного рынка – это то, что субъектами экономических отношений являются крупные компании, малый и средний бизнес, государство, профсоюзные организации, а также отдельные работники, которые осуществляют предложение особого вида услуг.

Работник – свободный человек, который принимает решение. Это говорит о том, что на рынке труда покупается и продается не труд, а услуги труда. На них влияют множество факторов:

  • профессиональная подготовка;
  • опыт работы;
  • квалификация и т.д.

Операции по купле-продажи – это определенная форма найма потенциальных кадров на определенных условиях.

Особенности рынка труда по сравнению с другими рынками:

  1. рынок обладает специфичностью реализуемого товара – рабочая сила;
  2. спрос на рынке – это производное от спроса на товары и услуги;
  3. отсутствие полной возможности реализовать принцип «примата потребителя» (вид ответственности перед потребителем, который диктует свою волю, желания, вкус производителю);
  4. длительная продолжительность взаимоотношений продавца и покупателя;
  5. значительное влияние различных институтов (профсоюзы, трудовое законодательство, структуры профессиональной подготовки кадров, государственная политика в области труда и др.);
  6. влияние неденежных факторов (условия труда, карьерный рост, социальное обеспечение, безопасность для здоровья, особенности труда и отдыха).
«Маркетинговое исследование рынка труда» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Конкуренция на рынке труда заключается в соперничестве работников за места, а работодателей – за кадры.

Спрос на рынке труда – это платежеспособная потребность в рабочей силе в рамках отраслей экономики, регионов, а также компаний и организаций. На спрос влияет уровень развития экономики в стране, наличие производственных факторов, качество кадров (образование, квалификация), размер спроса на товары и услуги.

Предложение предполагает определенную форму численности и структуры рабочей силы, которая представлена на рынке. На предложение влияет численность активно занятого населения, соотношение работающих и безработных, квалификации кадров, миграции работников, продолжительность рабочего дня, производительности и интенсивности труда и т.д.

Направления исследования рынка рабочей силы

Маркетинговые исследования рынка труда предполагают изучение:

  • самого рынка;
  • конкурентов;
  • потребителей;
  • цен;
  • внутреннего потенциала субъекта рынка рабочей силы.

В основе исследования лежат общенаучные методы, а также анализ и прогнозирование. Процесс исследования осуществляется в виде кабинетных (сбор и оценка вторичных данных) и полевых исследований (сбор и анализ первичной информации).

Результат изучения рынка труда - это информация, используемая для эффективного выбора и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности работодателя и работника.

Самым распространенным направление маркетинговых исследований рынка рабочей силы является исследование самого рынка. Целью данного направления является получение информации о рыночных условиях для определения деятельности всех субъектов. Эта информация позволит принять решения относительно выбора рынка, определить его емкость, осуществить планирование и прогнозирование деятельности.

Объекты рыночного исследования:

  • тенденции и процессы развития рынка труда;
  • анализ экономических, правовых, демографических и других факторов.

В результате исследования рынка рабочей силы осуществляется сегментация, т.е. выбор целевой ниши, а также прогнозы на перспективу развития.

Исследование конкурентов заключается в получении данных для обеспечения конкурентного преимущества на рынке рабочей силы. В этом случае изучаются сильные и слабые стороны конкурентов, оценивается их доля на рынке, поведение потребителей и т.д. Результат исследования – выбор путей и достижение выгодного положения на рынке труда по сравнению с конкурентами.

В рамках исследования потребителей определяю перечень факторов, которые влияют на выбор кадров работодателями. Объектами исследования являются компании, а также индивидуальные наниматели. Предмет изучения – мотивация поведения потенциального работодателя.

Изучение цен рабочей силы (заработной платы) ориентировано на определение стоимости труда, текущих и единовременных затрат и установление цен на конкретные виды рабочей силы.

Замечание 2

Рынок труда – это особый рынок, на котором удовлетворяется потребность в рабочей силе, а также работник ищет подходящее рабочее место.

Процесс маркетингового исследования рынка труда

Процесс проведения маркетингового исследования рынка рабочей силы состоит из нескольких этапов:

  1. определение проблемы и постановка целей исследования;
  2. планирование и организация сбора данных:
  3. анализ полученных данных;
  4. составление и презентация отчета.

Залогом успешного проведения маркетингового исследования является правильно определенная проблема и точно поставленная цель маркетингового исследования.

Второй этап является самым трудоемкий и длительный по времени. Для его осуществления следует отобрать источники сбора данных (первичные и вторичные), определить методы исследования и разработать план исследования рынка.

Для анализа полученной информации используются качественные и количественные методы. В последнем случае это статистические методы анализа (корреляционный, регрессионный, факторный и др.).

Отчет о результатах исследования представляется в двух видах: подробный и сокращенный. Первый вариант предназначен для работников отдела кадров, а второй – для руководства компании, где представлены основные итоги исследования, выводы и рекомендации.

Отчет включает следующие разделы:

  • описание рынка рабочей силы, его развитие;
  • оценка спроса на трудовые ресурсы;
  • объем и структура вакансий;
  • обзор оплаты труда;
  • анализ конкурентной среды;
  • выводы и рекомендации.
Замечание 3

Результаты проведенного исследования должны полностью отвечать поставленным целям. Выводы основаны на полученной информации, а рекомендации - это предложения дальнейших действий.

Дата написания статьи: 22.12.2018
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot