Маркетинговый рынок: понятие и виды
Под маркетинговым рынком понимается общее количество всех покупателей, как потенциальных, так и реальных.
Такие потребили имеют общие потребности, которые удовлетворяются товарами и услугами. Отсюда объем рынка – это число покупателей, нуждающиеся в определенной продукции.
Маркетинговый рынок характеризуется тремя показателями:
- потребности потребителей;
- емкость рынка;
- географическое положение.
Исходя из потребностей, которые формируют спрос на определенную потребность, выделяют основные виды маркетингового рынка:
- рынок производственной продукции;
- рынок продукции потребительского назначения;
- рынок государственных учреждений;
- рынок маркетинговых посредников;
- международный рынок.
Если учитывать географическое положение, то различают три вида маркетинговых рынков:
- региональный - территория конкретной страны;
- местный (локальный) – один или несколько районов;
- мировой – все страны мира.
Значительную роль в описании маркетингового рынка играет соотношение спроса и предложения на определенные товары или услуги. В этом случае выделяют рынок покупателя и рынок продавца.
На рынке продавца главной фигурой является продавец, а на рынке покупателя соответственно покупатель. Первый вариант работает, если спрос превышает предложение, продавец не вкладывает средства в маркетинг, так как продвигать товары не имеет смысла, товар и так купят. Поэтому организация маркетинговых исследований – это зря потраченные деньги и время.
Во втором случае продавец прикладывает дополнительные усилия для сбыта и продвижения продукции. Это побуждает проводить маркетинговые исследования рынка.
Емкость рынка и основные показатели
Под емкостью рынка понимают вероятный объем продаж конкретного вида продукции при рыночном уровне цен.
Емкость рынка характеризуется размером спроса покупателей, который равен величине предложения на рынке.
Емкость рынка является количественным показателем. Она имеет натуральное и стоимостное выражение показателей продаваемых и покупаемых товаров и услуг.
На емкость влияют различные факторы, которые в определенных ситуациях стимулируют рынок или препятствуют его развитию.
Все факторы делятся на две группы: общего и специфического характера. Общие факторы – это социально-экономические факторы, которые определяют емкость рынка товара или услуги:
- объем и структура предложения;
- ассортимент и качество производимых товаров;
- величина импорта по данной продукции;
- покупательская способность населения;
- соотношение цен на продукцию;
- численность населения;
- половозрастной состав и социальное положение;
- состояние сбытовой, торговой и обслуживающей сети;
- степень насыщенности рынка;
- география рынка.
Специфические факторы выявляют развитие рынков конкретных товаров. Каждый рынок может иметь свои характерные факторы. Суть некоторых специфичных факторов в том, что они могут вызвать изменение общей емкости, структуры рынка, а другие наоборот, не изменяя общей емкости рынка, приводят к изменению его структуры.
Определение емкости рынка маркетинговых исследований
Емкость рынка – это один из этапов маркетингового анализа. В рамках его проведения определяется потенциальная емкость рынка. Это общее число заказов, которое предприятие и его конкуренты смогут ожидать от клиентов в определенном регионе в течение указанного периода времени (год).
Емкость рынка маркетинговых исследований рассчитывается по отдельному товару для определенного региона. Она определяется в натуральном выражении (количество продукции, которое продано за квартал, месяц и год). Проводится оценка емкости и в стоимостном выражении, что является основой для анализа динамики емкости рынка.
Для руководства компании важно получить ответы на следующие вопросы:
- Прослеживается ли рост спроса на товары компании? Если он падает, стоит ли изменить сферу деятельности?
- Какие перспективы работы на конкретном региональном рынке?
В рамках маркетингового исследования емкости рынка необходимо определить факторы влияния, которые могут привести к снижению или повышению емкости рынка. Это такие факторы как колебания в размере доходов потребителей.
Изучение емкости рынка –это определение объема продаж на рынке определенного товара или определенной торговой марки, или совокупности марок товара за конкретный промежуток времени.
Исследование данных параметров обычно производится в рамках пяти основных направлений:
- изучение и оценка вторичной информации;
- производство и сбыт продукции;
- расходы и поведение потребителей;
- расчет емкости на основе норм потребления определенного типа товара;
- расчет емкости на основе «приведения» объемов продаж (когда одна емкость рынка в одном регионе – это основа для определения емкости рынка в другом регионе с помощью коэффициентов приведения).
Расчет емкости рынка маркетинговых исследований
В теории емкость рассчитывается по следующей формуле:
Е = К × Ц, где:
- E — емкость рынка,
- К — количество товара,
- Ц — цена товара.
Для применения этой формулы необходимо владеть информацией о товарах конкурентов. Но эти данные недоступны. Ни одна компания не делится своей коммерческой тайной. Кроме этого следует знать объемы импорта и экспорта товара, что также вызывает трудности. Достоверную информацию получить тяжело, так как таможенные органы не всегда имеют актуальную на текущий момент информацию об внешнеэкономических операциях.
Для расчета емкости рынка применяют несколько методов. Самый популярным считается определение оценки общей емкости рынка.
В основе расчета население определенной территории страны. Необходимо рассчитать процент жителей региона, которые потребляют продукт, в частности услуги маркетинговых исследований. Далее определяется значение денежных средств, которые расходуют на маркетинговые исследования на протяжении определенного времени.
Формула расчета:
Е = К × П × Ч × СП × ПП × Ц, где:
- Е — общая емкость рынка;
- К — число потенциальных потребителей;
- П — существующие потребители маркетинговых исследований;
- Ч — среднее количество потребления услуг одним покупателем в указанный период времени;
- СП — среднее потребление услуги одним потребителем за один раз;
- ПП — процент потребителей, предпочитающих услугу маркетинговых исследований;
- Ц — средняя цена продукта.
Ключевым компонентом анализа рынка является определение географической составляющей. Это необходимо для того, чтобы оптимальным образом распределить маркетинговые усилия по всем местам оказания услуг по маркетинговым исследованиям.