Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Маркетинговые исследования и анализ рынка

Все предметы / Маркетинг / Маркетинговые исследования / Маркетинговые исследования и анализ рынка

Понятие рынка в маркетинге

Определение 1

Рынок является ключевым элементом современной экономики. В общем смысле он представляет собой сферу обмена, основанную на взаимодействии продавцов и покупателей. Его основными элементами выступают потребители, продавцы и сам продукт, подлежащий купле-продаже или обмену.

В сфере маркетинга рынок приобретает свою специфику и, в первую очередь, он начинает отождествляться с совокупностью потребителей, как существующих, так и потенциальных. В системе маркетинга изучению рынка отводится конкретно-прикладной характер. Это означает, что рынок изучается не в качестве экономической категории или механизма, а исследуется как рынок конкретной продукции в реальных условиях его развития с учетом влияния различных факторов. Определяющая роль в исследовании рынка отводится анализу потребительского поведения, ведь именно потребители своим спросом обеспечивают рыночное товародвижение.

В маркетинге принято выделять два базовых типа рынка:

  • рынок продавца;
  • рынок покупателя.

И тот, и другой по-своему важны для маркетинга. Их изучение лежит в основе проведения маркетинговых исследований.

Основы маркетинговых исследований и анализа рынка

Замечание 1

Проведение маркетинговых исследований считается одним из важнейших каналов получения информации о рынке, его состоянии и потенциале развития. Именно прикладные маркетинговые исследования служат основой для анализа рынка.

В общем смысле под маркетинговыми исследованиями принято понимать всякую исследовательскую деятельность, ориентированную на обеспечение и удовлетворение маркетинговых потребностей информационно-аналитического порядка. Согласно другому весьма распространенному подходу маркетинговые исследования следует отождествлять с систематическим поиском, сбором, анализом и представлением информации, относящейся к конкретной рыночной ситуации, с которой пришлось столкнуться предприятию или потребность в изучении которой имеется со стороны бизнеса.

Готовые работы на аналогичную тему

Маркетинговое исследование рынка считается одной из разновидностей исследований в сфере маркетинга. Оно направлено на изучение всех аспектов бизнес-среды организации.

Потребности в проведении маркетинговых исследований весьма разнообразны. Так или иначе, все они сводятся к необходимости обеспечения информационно-аналитической основы для принятия управленческих решений в сфере маркетинга. Соответственно, основополагающей целью проведения маркетингового исследования и анализа рынка считается формирование информационно-аналитической базы для принятия маркетинговых решений и снижение уровня неопределённости, с ними связанных.

К основным задачам маркетингового исследования и анализа рынка относятся:

  • определение емкости рынка;
  • определение рыночной доли и перспектив ее роста;
  • анализ спроса и потребительского поведения;
  • анализ предложения (конкурентов);
  • анализ каналов сбыта.

Определение емкости рынка позволяет компании – заказчику исследования адекватно оценивать свои рыночные возможности и избегать неоправданных рисков. Знание рыночной доли позволяет разработать реальный план по ее увеличению.

На основе анализа спроса, в основе которого лежит изучение поведения потребителей в условиях рынка, компании устанавливают уровень отпускных цен, формируют ассортимент продукции, оптимизируют каналы продвижения и расширяют рекламную стратегию.

Анализ конкурентов позволяет сформировать эффективную стратегию конкурентной борьбы, изучение каналов сбыта дает возможность оптимизировать процесс рыночного сбыта продукции фирмы.

Таким образом, маркетинговое исследование и анализ рынка выступают неотделимым элементом управление маркетингом. Непосредственно на их основе формируются маркетинговые стратегии, обеспечивается рыночное продвижение и сбыт продукции, достигается удовлетворенность потребителей.

Маркетинговые исследования и анализ рынка имеют особую специфику проведения. Рассмотрим ее более подробно.

Особенности проведения маркетинговых исследований и анализа рынка

В основе проведения маркетингового исследования и анализа рынка лежит последовательное прохождение целого ряда этапов, каждый из которых играет определённую роль в обеспечении качества информационно-аналитической базы принятия маркетинговых решений. Основные стадии маркетингового исследования и анализа рынка представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Этапы маркетингового исследования и анализа рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Этапы маркетингового исследования и анализа рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

На первоначальном этапе определяются цели и основные задачи анализа рынка. Здесь же определяется тип маркетингового исследования рынка, будь то поисковое, прогнозное, тестовое или какое-либо иное маркетинговое исследование.

На втором этапе составляется план проведения маркетингового исследования рынка. Свое отражение в нем должны находить этапы и география его проведения, лица, его проводящие, характеристика целевой аудитории (респондентов) и иная, важная для планирования информация.

На третьем этапе определяются сроки и бюджет его проведения. Четвертый этап предполагает необходимость выбора конкретных методов маркетингового исследования рынка и способов фиксации получаемых данных.

Пятый этап является исполнительным. Непосредственно здесь и осуществляются сбор первичной информации и аналитические процедуры по ее обработке. Далее собранная информация подлежит оценке и систематизации, после чего составляется сводный отчет по анализу рынка. Заключительным этапом выступает презентация полученных результатов.

Маркетинговые исследования и анализ рынка могут осуществляться в двух направлениях. Первое связано непосредственно с оценкой текущего состояния рынка с целью подстройки тех или иных рыночных параметров, а второе ориентировано на получение значений для построения будущих прогнозов развития.

В основе маркетингового исследования и анализа рынка могут лежать различные количественные и качественные методы маркетинговых исследований. Наиболее распространенными из них считаются наблюдение, опросы, интервью, фокус-группы, имитационное моделирование.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис