Сущность маркетингового исследования рынка высокотехнологичной продукции
Маркетинговое исследование – это одна из форм бизнес-исследования, основанная на сборе, обработке и анализе данных о рынке, потребителях, конкурентах, ценах, внутреннем потенциале самой компании.
Проведение маркетингового исследования рынка высокотехнологичной продукции требует решения определенных задач. Основными из них считаются:
- определение реальной и потенциальной емкости рынка;
- прогнозирование рыночной доли отдельно взятых компаний;
- анализ спроса и поведения потребителей;
- анализ основных каналов сбыта и пр.
Практическими результатами проведения маркетингового исследования рынка высокотехнологичной продукции выступают сегментация рынка, составление прогноза его развития, оценка конъюнктурных тенденций, определение ключевых факторов успеха, выявление наиболее эффективных способов конкурентной борьбы и пр.
Проведение маркетингового исследования рынка высокотехнологичной продукции служит одним из основных источников информации о рынке и является важнейшим аналитическим инструментом маркетинга. К нему прибегают как отдельные рыночные игроки, так и эксперты. Его объектами могут выступать сами компании – участники рынка, потребители или продукты.
Общая методология проведения маркетингового исследования рынка высокотехнологичной продукции на примере рынка гражданских самолетов
В основе проведения маркетингового исследования рынка гражданских самолетов лежит использование первичных и вторичных методов маркетингового исследования. К основным из них могут быть отнесены:
- анализ вторичной информации о рынке из открытых источников;
- анализ материалов, поступающих от участников рынка (буклеты, прайс-листы и пр.);
- проведение экспертного опроса участников рынка.
Вторичная информация представляет собой данные, представленные в специализированных изданиях, государственных и негосударственных информационных компаниях, маркетинговых агентствах, коммерческих базах данных, а также в сети Интернет. Интернет-источники, которые могут быть использованы при проведении маркетингового исследования рынка гражданской авиации, включают в себя отраслевые порталы, торговые площадки, сайты конкурентов, различного рода справочные материалы, обзоры, статьи и пр.
При проведении маркетингового исследования рынка гражданской авиации довольно часто используется анализ материалов, поступающих от самих участников рынка. Сбор подобного рода информации позволяет изучить специфику деятельности участников рынка, проанализировать их ассортиментную и ценовую политики. Информация об участниках рынка гражданских самолетов собирается в процессе анализа вторичной информации посредством отправки запросов на прайс-листы и иные материалы презентационного характера.
Анализ вторичной информации в рамках маркетингового исследования рынка гражданских самолетов дополняется проведением экспертных интервью с представителями компаний – участников рынка (производителями и торговыми компаниями).
В целом справедливо говорить о том, что при проведении маркетинговых исследований рынков высокотехнологичной продукции, включая рынок гражданских самолетов, используются как количественные, так и качественные методики. Первые дают возможность получить информацию по ограниченному кругу вопросов от большого числа респондентов (прежде всего, опросные методики). Вторые используются для получения и анализа информации, которая не может быть выражена количественно.
Анализ рынка гражданских самолетов
Рынок гражданских самолетов в России исторически характеризуется ярко выраженной продуктовой дифференциацией производителей. Наиболее крупным сегментом выступает рейсовая пассажирская авиация. Он практически полностью занят двумя игроками - компаниями «Airbus» и «Boeing». Еще совсем недавно, пуская и в ограниченных масштабах, реальную конкуренцию им составили такие фирмы, как «Embraer» и «Bombardier», однако сегодня они не обладают какой бы то ни было рыночной власти, а их позиции ухудшаются.
Что касается структуры потребления, то анализ открытых источников позволяет говорить о том, что в региональном разрезе растет удельный вес стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где основная роль принадлежит Китаю. По мнению экспертов, эта тенденция сохранится и на ближайшие годы.
В рамках продуктовых групп доминирующие позиции на рынке гражданских самолетов отводятся узкофюзеляжным пассажирским лайнерам. Широкофюзеляжную технику обычно используют там, где важную роль играет пассажировместимость самолета. Говорить о сохранении этой тенденции пока рано, поскольку в авиастроение является высокотехнологичной инновационной отраслью, в которой все быстро меняется, и те преимущества, которые авиаперевозчики имеют благодаря использованию узкофюзеляжных самолетов в последнее время, в ближайшие годы могут оказаться неактуальными.
Основными инновационными трендами развития рынка гражданских самолетов выступают:
- постепенное развитие и внедрение в производство так называемых «зеленых» технологий
- ярко выраженный разрыв между владельцами и эксплуатантами техники
- участие государства в поддержании спроса на самолеты отечественного производства и стимулировании сбыта
- нестабильность спроса и пр.
В общем виде SWOT-анализ рынка гражданской авиации представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. SWOT-анализ ранка гражданских самолетов. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В целом справедливо говорить о том, что в нашей стране объемы производства магистральных гражданских самолетов, впрочем, как и общее количество гражданских воздушных судов, растет. Одновременно с этим положительную динамику демонстрируют и объемы пассажирских перевозок. Стоит, однако, отметить, что в последнему году рынок гражданской авиации потерпел серьезные потрясения. Пандемия COVID-19 привела к кризису в отрасли: авиасообщение между многими странами было закрыто, рейсы отменены, платежеспособный спрос – снижен. Некоторые игроки были вынуждены покинуть рынок, а оставшиеся – пересмотреть политику своего развития.