Понятие и характеристика стратегии продвижения
Продвижение представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на повышение эффективности реализации товаров/услуг посредством коммуникативного воздействия на потребителей, сотрудников, партнеров. Кроме этого такие действия должны поддерживать благоприятное отношение к компании, ее продукции, брендам.
Основой эффективного развития любой организации считается профессионально разработанная стратегия продвижения. Она позволяет спрогнозировать будущее развитие с учетом состояния рынка и потенциала предприятия. Посредством стратегии продвижения можно оценить предпринимательские риски, определить свободные рыночные сегменты или способы вхождения на уже занятые ниши, а также определить основу для медиа- и креативной кампании.
Стратегия продвижения – это план эффективного роста сбыта товаров и услуг на рынке.
Под стратегией продвижения понимают позиционирование торговой марки и формирование комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций.
Основные компоненты стратегии продвижения:
- реклама;
- личные продажи;
- стимулирование сбыта;
- прямой маркетинг;
- связи с общественностью.
Часто стратегию продвижения отождествляют и путают с рекламной стратегией. Обе стратегии действительно являются способами создания каналов коммуникаций с покупателями товаров и услуг.
Конечная цель рекламной стратегии – это продажа продукции с повышением узнаваемости бренда. Реклама носит односторонний характер и направлена на создание привлекательным товар или услугу для потребителей. Эффект от рекламы появляется через продолжительный промежуток времени.
Что касается стратегии продвижения, то при правильной ее реализации результат может быть получен в короткие сроки. Ключевая цель стратегии продвижения – это расширение базы клиентов путем привлечения новых потребителей и повышение лояльности существующих покупателей.
Стратегия продвижения предполагает планирование, осуществление и контроль процесса коммуникаций между организацией и ее потребителями и другими участниками рынка.
Задачи стратегии продвижения – это достижение определенных коммуникационных целей по отношению к целевой аудитории.
Виды стратегий продвижения
В маркетинге выделяют три основные стратегии продвижения:
- стратегия вынуждения или push-стратегия (ориентация на конечного покупателя товара с целью принуждения торговых компаний осуществлять закупки товаров);
- стратегия проталкивания или pull-стратегия (ориентация на торгового посредника, который будет сам продвигать товар конечному потребителю по каналу товародвижения);
- смешанная стратегия или стратегия комплексного воздействия (ориентация на посредника и на конечного потребителя).
Первая стратегия считается экономичной, так как не требует большого объема коммуникаций из-за ограниченного количества посредников. Но компания зависима от торговых организаций, которые контролируют доступ к рынку и обладают большой рыночной властью. Компания направляет коммуникации на оптовых и розничных продавцов с целью получить поддержку в сбыте товаров конкретных торговых марок, поддержания оптимального объема запасов на складах, а также эффективного мерчандайзинга.
Push-стратегия предполагает использование личных продаж и стимулирование сбыта. Это общение торговых представителей с посредниками, бесплатные партии товаров, оформление торгового зала, витрин, прилавков, осуществление торговой рекламы.
В рамках реализации второй стратегии товаропроизводитель направляет коммуникации на конечного покупателя для создания спроса среди потенциальных потребителей. Такая стратегия имеет успех, если потребители интересуются товаров в розничных сетях, которые в свою очередь у оптовых компаний, а они - у производителей. При появлении интереса у потребителей посредники начинают втягивать товар в сбытовой канал. В отличие от стратегии вынуждения или вталкивания данная стратегия является более затратной из-за большого количества коммуникаций.
Pull-стратегия использует массовую рекламу и связи с общественностью, в частности пропаганду. Эти средства коммуникаций позволяют формировать лояльность потребителей к бренду, что с свою очередь нейтрализует рыночную силу посредника, способного закрыт доступ к рынку.
Третья стратегия – смешанная или стратегия комплексного воздействия (push и pull стратегия) имеет место, когда производитель одновременно воздействует на посредника и покупателя посредством средств маркетинговых коммуникаций. Такой вид стратегии применяют крупные компании, как требует существенных вложений финансовых средств.
Разработка стратегии продвижения
Стратегия продвижения обязана быть частью процесса планирования компании. В рамках стратегического планирования формируются целевые ориентиры стратегии продвижения и прогноз результатов реализации. Тактическое планирование позволяет разработать комплекс действий и мероприятий для эффективной реализации стратегии продвижения. Кроме этого при проведении планирования определяется бюджет, в том числе и на систему продвижения товаров и услуг компании.
Процесс разработки стратегии продвижения осуществляется в следующей последовательности:
- исследование целевой аудитории;
- формулирование целей продвижения;
- разработка непосредственно стратегии продвижения, которая основывается на трех элементах: маркетинговой, медийной и креативной стратегии;
- определение бюджета продвижения;
- реализация стратегии продвижения;
- оценка эффективности.
Целевая аудитория – это совокупность потенциальных или реальных потребителей, которые принимают решение о покупке. Важно понять, что влияет на выбор покупателя, какие источники информации он использует для получения данных о товарах и мест их продажи, что интересует покупателя в товарах, и цели его покупок.
Цели ставятся в зависимости от стадии принятия решения о покупке.
Рисунок 1. Цели продвижения и стадии процесса принятия решения о покупке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Задачей компании является выявить, на какой стадии находится основное количество потребителей и разработать коммуникационную стратегию.
Стратегия продвижения разрабатывается на основе трех стратегий:
- маркетинговая стратегия – определение ключевого послания бренда потребителю;
- медийная стратегия – определение каналов распространения информации;
- креативная стратегия – определение формы послания потребителю.
Определение бюджета предусматривает расчет расходов, которые связаны с реализацией стратегии продвижения.
Реализация стратегии продвижения – это воплощение запланированных действий и мероприятий по продвижению.
Оценка эффективности позволяет проанализировать окупаемость вложенных средств и эффект от проведенных мероприятий.