Общая характеристика стратегии диверсифицированного роста
Одной из стратегий роста является стратегия диверсифицированного роста. Она реализуется тогда, когда компании не могут дальше развиваться на существующем рынке с определенным продуктом.
Выбор стратегии диверсифицированного роста обусловлен следующими причинами:
- рынок перенасыщен или спрос на товар снижается, что приводит к стадии умирания продукции;
- бизнес приносит максимальную прибыль, средства вкладываются в новые выгодные сферы;
- новое направление деятельности может вызвать синергетический эффект благодаря наилучшему применения оборудования, сырья и материалов и т.д.;
- антимонопольное законодательство не предусматривает расширение текущего бизнеса.
Данная стратегия дает следующие преимущества:
- сокращение утрат от налогов;
- низкие барьеры для входа на мировые рынки;
- привлечение новых квалифицированных кадров или использование потенциала существующих сотрудников.
Выбор стратегии диверсификации осуществляется с двумя целями:
- оборона – сохранение угасающего бизнеса благодаря смены сферы или специфики деятельности компании, высококвалифицированные специалисты остаются в штате;
- развитие – захват новых рынков и рост прибыли организации.
Стратегия диверсифицированного роста позволяет расширять рынки сбыта, адаптироваться под новые рыночные условия, перераспределять ресурсы и мощности предприятия, а также уменьшать риск банкротства.
Стратегия центрированной диверсификации
Данная стратегия заключается в поиске новых возможностей для развития текущей деятельности на основе выпускаемой продукции. В рамках стратегии центрированной диверсификации открываются новые производства, которые функционируют отдельно от основного бизнеса.
Но реализация центрированной диверсификации является сложным процессом, поскольку от руководства требуется освоение новых знаний и нового подхода к управлению. Но менеджмент может сопротивляться изменениям. Если стратегия будет успешно реализована, то компания сможет выгодно вложить средства и закрепить свои позиции одновременно на нескольких рынках.
Основные преимущества стратегии:
- минимальные экономические риски;
- возможность привлечения инвестиций;
- успешное развитие предприятия без расширения производства и применения дополнительных трудовых ресурсов.
В основе стратегии центрированной диверсификации лежит принцип эффективного использования имеющихся ресурсов предприятия. Они необходимы для воплощения новой идеи продукта, которая может иметь успех. Ее запуск осуществляется с прицелом на существующих целевых потребителей, являющихся приверженцами бренда компании.
Стратегия центрированной диверсификации позволяет не выходить за границы зоны деятельности компании. Резервы для развития организации можно найти внутри существующей структуры. Новинки выпускаются не как заменители. Их внедрение дополняет потенциал производства и сбыта, обеспечивая при этом рациональное распределение финансовых потоков внутри предприятия.
Стратегия горизонтальной диверсификации
Компания, занимающая производством и реализацией товаров, может выбрать новую отрасль для использования продукции. Такой подход называется горизонтальной или родственной диверсификацией.
Стратегия горизонтальной диверсификации – выпуск продукции с использованием уже имеющихся ресурсов для значительного расширения в рамках своей сферы деятельности.
Данная стратегия предполагает поглощение или приобретение компаний-конкурентов, которые работают в той же области.
Цель интеграции предприятий заключается в укреплении положения собственной компании на рынке, рост объемов производства основной группы товаров и их конкурентоспособности. Также предполагается расширение номенклатуры продукции.
Горизонтальная диверсификация способствует вовлечению в цикл производства новых технологий и ноу-хау, что выводит компанию на новый уровень рентабельности. Эта стратегия чаще всего применятся для завоевания новых рынков сбыта, территориального продвижения товаров и услуг.
При данной стратегии компании ориентируются на производство технологически не связанных товаров, но один из них может быть сопутствующим другому. Фармацевтическая компания приобретает сеть аптек или зернодобывающее предприятие – хлебозавод или кондитерскую фабрику.
Многие предприятия теряют своих потребителей по разным объективным причинам и начинают производить новый товар на имеющихся производственных мощностях. Компания Siemens производила телеграфное оборудование, которое со временем потеряло популярность на рынке. Сейчас предприятие выпускает электрооборудование, генераторы, электровозы и мобильные телефоны.
Главное правило реализации стратегии горизонтальной диверсификации – это предварительный анализ потенциала и компетентности компании в производстве новых товаров.
Стратегия конгломеративной диверсификации
Конгломеративная или конгломератная диверсификация – это освоение абсолютно нового рынка и нового товара, который не связан с уже выпускаемой продукцией и отраслью деятельности компании.
Данная стратегия эффективна, так как ориентируется на узнавание потребителями торговой марки. При этом присутствует риск потери вложенных средств, но в случае успеха компания получает совершенно новое выгодное направление деятельности.
Стратегия конгломеративной или неродственной диверсификации заключается в расширении компании благодаря производству товаров, технологически не связанных с уже производимыми продуктами.
Успешная реализация данной стратегии зависит от многих факторов:
- квалификация персонала;
- стадии жизненного цикла компании;
- успешной рекламной кампании;
- инвестиций.
Преимущества стратегии конгломеративной диверсификации:
- помощь в выходе и бесприбыльной сферы деятельности;
- повышение прибыли за счет освоения новых выгодных рынков;
- снижение зависимости от определенного товара или рынка;
- эффект синергии;
- рост конкурентоспособности компании.
Кроме сильных сторон данная стратегия имеет и ряд недостатков:
- отсутствие новых навыков и умений у сотрудников;
- предпочтение отдается компаниям, нечувствительным к ценовым перепадам;
- незначительное внимание к поведенческим аспектам;
- проявление отдачи через большой временной период;
- сложности при поиске подходящей компании для приобретения.