Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Базовые стратегии роста фирмы

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Базовые стратегии роста фирмы
Базовые стратегии роста фирмы

Понятие и виды стратегий роста фирмы

На сегодняшний день единого подхода к интерпретации термина стратегия не существует. Отталкиваясь от масштаба предметной области стратегического развития, выделяются такие трактовки термина «стратегия», как план развития, процесс разработки системы управленческих решений, граница охвата мышления, инструмент адаптивной реакции, намерение и пр.

В общем смысле стратегия представляет собой обобщающую модель действий, нацеленных на долгосрочную перспективу, осуществление которых необходимо предприятию для того, чтобы достичь поставленных целей за счет координации и распределения имеющихся в его распоряжении ресурсов. Применительно к субъекту хозяйствования (фирме) стратегия является определенной совокупностью его главных целей и основных способов их достижения.

Определение 1

В общем смысле под стратегией роста следует понимать общекорпоративную стратегию развития организации, в основе которой лежит осуществление маркетинговой активности в целях обеспечения интенсивного роста посредством использования различных инструментов.

Сущность стратегий роста сводится к увеличению организации посредством проникновения и захвата новых рынков. В большинстве своем использование стратегий роста в различных их вариациях характерно для динамично развивающихся отраслей, отличающихся быстро меняющейся технологией.

Стратегии роста представляют собой модели управления компанией за счет выбора видов ее деловой активности с учетом внутренних и внешних возможностей. В основе деловой активности компании может лежать три основных варианта роста:

  • интенсивное развитие за счет собственных ресурсов;
  • приобретение других фирм или интегрированное развитие;
  • переход в другие сферы деятельности, рост на основе возможностей, которые лежат вне обычной зоны деятельности фирмы.

В соответствии с этим выделяют три базовых типа стратегий роста. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Классификация базовых стратегий роста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классификация базовых стратегий роста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В отдельную группу базовых стратегий выделяют стратегии сокращения, однако они не относятся к росту и развитию бизнеса. Напротив, они направлены на сворачивание и ликвидацию убыточных, низкорентабельных и бесперспективных направлений деятельности.

Некоторые ученые также выделяют стратегии ограниченного роста, которые в основе своей опираются на установление целей от достигнутого.

Рассмотрим базовые типы стратегий роста более подробно.

Краткая характеристика базовых стратегий роста фирмы

Стратегия концентрированного роста опирается на необходимость изменения двух компонентов – рынка и/или продукта. В данном случае компания стремится к улучшению уже производимого или выпуску нового продукта в рамках своей отрасли. В сфере рынка компания может вести поиск возможностей улучшения своего рыночного положения на текущем рынке или перехода на новый рынок сбыта.

Таким образом, существует три типа стратегий концентрированного роста: укрепление рыночных позиций фирмы на текущем рынке; изменение и развитие продукта, повышение его конкурентоспособности и обеспечение роста потребительской ценности; выход на новые рынки сбыта и их освоение.

Стратегии интегрированного роста опираются на расширение и развитие фирмы посредством добавления в нее новых подразделений. В данном случае существует два основных типа интеграции – горизонтальная и вертикальная. В первом случае речь идет о расширении компании благодаря поглощению более мелких фирм-конкурентов, занимающихся изготовлением подобной продукции, а во втором – об укреплении контроля над посредниками, занятыми в дистрибьюции или продажах. Вертикальная интеграция может быть «вперед» и «назад» идущей.

В основе стратегии диверсифицированного роста лежит наращивание масштабов деятельности фирмы посредством освоения новых видов деятельности, но не за счет концентрации усилий на главном ее направлении. Существует три типа стратегий данной группы:

  • центрированной диверсификации;
  • конгломератной диверсификации
  • горизонтальной диверсификации.

Стратегии диверсифицированного роста применяются фирмами в тех случаях, когда возможностей для дальнейшего развития на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли не остается.

Выбор той или иной стратегии роста и развития фирмы определяется множеством факторов, определяющую роль среди которых играет внутренний потенциал компании, ее сильные и слабые стороны, возможности и угрозы внешней среды и иные факторы. Единой оптимальной стратегии роста и развития бизнеса не существует, даже в том случае, когда выбран ее тип, она всегда будет носить специфический, сугубо индивидуальный характер.

Основы формирования и разработки базовых стратегий роста фирмы

Формируется стратегия роста по стандартному алгоритму. Сначала определяется миссия и цели развития организации. Затем производится анализ внешней и внутренней среды организации. В рамках анализа внешней среды исследуется макро- и микроокружение, определяются возможности и угрозы внешней среды. В рамках анализа внутренней среды фирмы изучаются ее сильные и слабые стороны, определяются конкурентные преимущества бизнеса.

В настоящее время существует множество различных методов и инструментов анализа внешней и внутренней среды предприятия. Наиболее известными из них являются: PEST-анализа и его различные вариации (PESTEL, SLEPT, STEPE и пр.), методика конкурентного анализа М. Портера, портфельные анализ, основанные на матричных методах (матрицы Ансоффа, БКГ, Мак-Кинзи и др.), SWOT- и SNW-анализ и пр.

Далее, на стадии разработки и выбора стратегии роста и развития фирмы принимается решение по поводу того, в каком направлении будет двигаться фирма, как и какими средствами, фирма будет добиваться достижения поставленных целей.

Замечание 1

Каждый из этапов по-своему важен. Допущение ошибки хотя бы в одном из них способно поставить под вопрос рациональность и эффективность реализации стратегии. В целом справедливо говорить о том, что разработка стратегии включает в себя разработку стратегического видения и миссии бизнеса, постановку стратегических целей, и формирование бизнес-стратегий.