Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Стратегии диверсифицированного роста

Все предметы / Маркетинг / Маркетинговая стратегия / Стратегии диверсифицированного роста

Сущность и особенности диверсификации и диверсифицированного роста

Определение 1

Под диверсификацией принято понимать распределение инвестированных либо ссужаемых денежных капиталов между разнообразными объектами вложений в целях минимизации возникновения рисков потери капитала и/или доходов от него. Проще говоря, диверсификация – это расширение сфер деятельности компании.

В основе диверсификации лежит переориентация рынков сбыта, расширение ассортимента выпускаемой продукции, а также освоение новых видов производств. Ее основной целью выступает получение экономических выгод и укрепление рыночных позиций бизнеса. Помимо прочего диверсификация позволяет добиться ряда стратегических преимуществ. В частности, речь идет о:

  • минимизации предпринимательского риска;
  • изменения хозяйственного портфеля компании в сторону его гармонизации;
  • переход из стагнирующих отраслей в более рентабельные сферы;
  • возможность пережить кризис;
  • достижение синергетического эффекта и пр.

Считается, что благодаря диверсификации у бизнеса появляется возможность отказа от принципа доминанты одного продукта в производственных объемах и постепенного выявления новых направлений деятельности, способных принести потенциальные стратегические выгоды. В то же время диверсификации не следует отдавать стратегического приоритета до тех пор, пока не будут исчерпаны все прочие возможности для роста бизнеса в собственной сфере деятельности.

Диверсифицированный рост предполагает развитие бизнеса вне зоны его текущей деятельности. Благодаря использованию стратегии диверсифицированного роста компании могут производить как обширную номенклатуру своей либо смежной отраслей, так и выходить на абсолютно новые производства. В некоторый случаях диверсификация предполагает охват одним бизнесом всего производственного цикла, начиная от добычи ресурсов и заканчивая выпуском готовой продукции и пост продажным обслуживанием. В зависимости от характера диверсификации выделяются базовые типы стратегий диверсифицированного роста (рисунок 1).

Готовые работы на аналогичную тему

Классификация стратегий диверсифицированного роста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классификация стратегий диверсифицированного роста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Чаще всего стратегии диверсифицированного роста используются в тех случаях, когда отраслевые рамки функционирования бизнеса сужаются, а компании, исчерпав возможности для дальнейшего роста в данной отрасли, ищут новый простор для своей деятельности. Также они имеют место быть тогда, когда у компании имеются возможности более эффективно задействовать находящийся в их распоряжении потенциал, занимая новые более привлекательные рыночные ниши.

Замечание 1

Помимо прочего использование стратегии диверсифицированного роста считается оправданным в случаях резкого ухудшения конъюнктуры базового рынка и существенного усиления рыночных позиций лидеров-конкурентов, в результате чего возникает угроза вытеснения компании с рынка.

Рассмотрим основные виды стратегий диверсифицированного роста более подробно.

Основные виды стратегий диверсифицированного роста

Итак, диверсификация предполагает три возможных вариации своего осуществления, которые находят отражение в соответствующих типах стратегий.

Стратегия горизонтальной диверсификации основана на расширении текущего продуктового ассортимента за счет добавления в него новых товаров и услуг, которые, несмотря на отсутствие связи с текущим ассортиментом, представляют интерес для потребителей. В этом случае компания начинает выпускать продукцию как своей, так и смежных отраслей.

Примером стратегий данного вида можно назвать выпуск косметической компанией, специализирующейся на кремах для ног, теней для век, которые продвигаются на рынок под той же самой торговой маркой.

Сущность стратегий горизонтальной диверсификации заключается в изыскании бизнесом новых возможностей роста посредством продвижения на существующий рынок новой продукции, производство которой требует использование новых технологий, отличных от уже используемых. В этом случае компания ориентируется на производство технологически несвязанных продуктов, которые могли бы использовать уже имеющиеся в отдельных отраслях возможности фирмы (например, в сфере поставок). Будучи ориентированным на потребителя основного продукта, новая продукция по своим качествам должна быть сопутствующей по отношению к уже производимым товарам и услугам.

Стратегия вертикальной диверсификации опирается на выход бизнеса за пределы существующей промышленной цепочки, внутри которой он вел свою деятельность, и поиск новых видов деятельности, которые бы дополняли уже существующие. Подобное дополнение возможно в двух вариациях:

  • в технологическом плане;
  • в коммерческом плане.

В основе стратегий вертикальной диверсификации лежит пополнение номенклатуры продукции компании теми изделиями, которые с маркетинговой и/или технической точек зрения схожи с уже выпускаемыми товарами. Иначе стратегии данного вида принято называть стратегиями концентрической диверсификации. Их основными целями считается достижение эффекта синергии и расширение потенциального рынка сбыта компании.

Наиболее ярким примером практического использования стратегий вертикальной диверсификации можно считать выпуск отдельных автомобильных деталей, осуществляемое всемирно известной компанией «Дженерал Элктрик».

Стратегия конгломератной (чистой) диверсификации основана на расширении бизнеса посредством выпуска новых продуктов, технологически и коммерческие не связанных с уже производимыми, и их реализацией на новых рынках сбыта. Данный вид стратегий диверсификации считается одним из наиболее сложных, поскольку успех их реализации определяется совокупностью множества факторов.

Базовые мотивы использования стратегии чистой диверсификации представлены на рисунке 2.

Причины использования стратегий конгломератной диверсификации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Причины использования стратегий конгломератной диверсификации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Примером стратегии чистой диверсификации можно считать приобретение автомобильной корпорацией небольшой фирмы, специализирующейся на информационных технологиях и офисном оборудовании.

Таким образом, каждый вид стратегий диверсифицированного роста имеет свои особенности. Выбор в пользу того или иного типа стратегических альтернатив определяется на основе глубокого анализа рынка, внешней и внутренней среды.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис