Понятие корпоративной стратегии предприятия
Стратегия – это генеральный план действий, выявляющий приоритетные цели и ресурсы, необходимые для их достижения.
На сегодняшний день существует несколько определений стратегии, но они все объединены понятием стратегии в качестве осознанной и продуманной совокупности норм и правил, которые являются базисом выработки и принятия стратегических решений, которые оказывают воздействие на будущее состояние предприятия, в качестве средства связи предприятия и внешней среды.
Стратегическое управление – это процесс принятия и осуществления стратегического решения, центральное звено которого – стратегический выбор, базирующийся на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами со стороны внешнего окружения, в котором оно действует. Стратегия может быть рассмотрена в качестве основного связующего звена между тем, что организация хочет достичь, а также линией поведения, которая может быть выбрана для достижения этих целей.
Стратегия должна превратиться в нить времени, которой связано прошлое и будущее, одновременно обозначавшее путь к развитию. В российской практике практически отсутствуют примеры стратегий, которые созданы для групп независимых компаний. Также наличие функциональных стратегий еще не превратилось в норму для большего числа отечественных компаний. Детально разрабатываются функциональные стратегии и стратегии бизнес-единиц, что имеет значение только в приоритетных направлениях бизнеса. Наиболее важный уровень стратегического планирования – корпоративная стратегия, с которой целесообразно приступать к планированию.
Корпоративная стратегия – это общее направление управления компанией, которое требует поиска диверсифицированных способов и методов утверждения компанией своих деловых принципов в различных отраслях, а также действий и подходов, которые помогут улучшить деятельность групп предприятий, в которые интегрирована компания.
Корпоративная стратегия в целом способна дать ответ на два ключевых вопроса любой диверсифицированной компании:
- какие бизнес-направления войдут в портфель компании, то есть куда она направит свои ресурсы (инвестиции, время и людей);
- какая роль будет отведена корпоративному центру в процессе управления бизнесами и какая степень самостоятельности будет отведена каждому отдельному бизнесу.
Принято считать, разработка корпоративной стратегии компании включает шесть ступеней:
- постановка одной или нескольких стратегических целей;
- выделение приоритетных бизнес направлений;
- оценка перспективности бизнес-направлений;
- формирование бизнес-портфеля компании и разработка альтернативных направлений развития;
- определение полномочий управляющей компании;
- формализации разработанной стратегии.
Типология корпоративных стратегий
К основным типам корпоративных стратегий относят:
- портфельные стратегии;
- стратегии развития;
- стратегии взаимосвязи бизнесов.
Портфельные (корпоративные) стратегии – это стратегии, которыми определяются общие характеристики бизнес-портфеля корпорации с позиции соотношения ее обязательств к доходу и способности корпорации к выплате дивидендов.
Больше всего распространены следующие типы портфелей:
- портфель прибыли – представляет преобладание видов бизнеса с низкими темпами роста и высокой нормой прибыли. В таком портфеле отмечается соотношение обязательств к доходу и высокие дивиденды;
- портфель роста – предполагает преобладание видов бизнеса, имеющих высокие темпы роста и умеренную норму прибыли, его характеризует высокое соотношение задолженности к доходу и низкий уровень выплаты дивидендов;
- сбалансированный портфель – предполагает равномерное распределение бизнесов внутри портфеля, между создающими прибыль и растущими.
Корпоративные стратегии развития – это стратегии, которыми определяются общие тенденции в развитии бизнес-портфеля – рост, сокращение масштабов деятельности, ликвидация и пр.
Стратегия взаимосвязанной диверсификации включает существенные технологические или рыночные взаимосвязи бизнес-направлений внутри корпорации. Основным ее преимуществом является достижение эффекта синергии. Наиболее популярными типами данной стратегии являются:
- вертикальная интеграция – расширение области деятельности компании посредством освоения новых сфер деятельности отраслевого технологического цикла;
- взаимосвязанная диверсификация по технологическому признаку – производство товаров по родственным технологиям на основании общих стержневых компетенций;
- взаимосвязанная диверсификация по рыночному признаку – продвижение группы товаров и услуг на рынок, при условии, что они взаимодополняющие в глазах потребителя с позиции удовлетворения конечных потребностей;
- смежное обеспечение предполагает, что потребителю будет предоставлены дополнительные товары и услуги, направленные на удовлетворение смежных побочных потребностей, которые возникают в связи с приобретением основного продукта. Например, пивные заводы начинают выпускать не только пиво, но еще чипсы и сухарики, выступающие в качестве дополнительного продукта к пиву.
- невзаимосвязанная диверсификация предполагает отсутствие существенных технических или рыночных взаимосвязей бизнес-групп внутри корпорации. Основным преимуществом реализации данного типа стратегии выступает возможность свободно перераспределять финансовые ресурсы в рамках портфеля и возможность оперативного изменения бизнес-портфеля без ущерба для остальных направлений деятельности.