Понятие производственной стратегии
Производственный план компании основывается на плане маркетинга и данных об имеющих ресурсах. Он устанавливает ограничения или уровни производственной деятельности предприятия на определенный временной период. План производства продукции объединяет возможности и производительность с планами маркетинга и финансов для достижения поставленных целей.
Ключевая цель производственного планирования – это определение норм производства, которые способствуют достижению поставленных целей.
К ним относят:
- уровни материально-производственных запасов;
- портфель заказов, в том числе и невыполненные;
- потребительский спрос;
- обслуживание клиентов;
- использование оборудования;
- отношения между персоналом и руководством и пр.
В рамках производственного планирования разрабатывается производственная стратегия, которая является подсистемой корпоративной стратегии, как маркетинговая, финансовая и др.
Под производственной стратегией понимается долгосрочная программа определенных действий и мероприятий по изготовлению и сбыту продукции, предпринятых для повышения конкурентоспособности компании.
В области производства принимаются стратегические решения по нескольким направлениям:
- сосредоточение мощностей производства;
- использование работников производственных подразделений;
- создание производственной инфраструктуры;
- управление качеством продукции;
- организация производства;
- формирование взаимоотношений с поставщиками и другими партнерами;
- управление производственным процессом.
При определении производственной стратегии следует рассматривать определенные параметры. А именно объемы продукции, масштабы и уровень гибкости производственного потенциала и расхождения между текущими и ожидаемыми характеристиками производственного процесса для выполнения плана по изготовлению продукции.
В рамках разработки производственной стратегии учитываются такие показатели:
- объем инвестиций для модернизации производства;
- время своевременного перехода к выпуску новых товаров;
- оценка потребительской стоимости текущей продукции и новинок.
Производственная стратегия считается эффективной, если она связана с общей стратегией компании. Обе стратегии должны разрабатываться совместно. Общая стратегия должна принимать во внимание сильные и слабые стороны производства. А производственная стратегия должна быть согласована с общей и создаваться в соответствии с генеральными целями и задачами компании.
Виды производственных стратегий в маркетинге
Выделяют следующие виды производственных стратегий:
- базовая стратегия производства;
- стратегия размещения производства;
- стратегия организации производства.
Суть первой стратегии состоит в установлении баланса между применяемым оборудование, трудовыми ресурсами и производимой продукцией.
При разработке базовой стратегии производства следует учитывать несколько факторов:
- степень технического оснащения и возможность совершенствования производственного оборудования;
- квалификация персонала и уровень обеспеченности производства необходимыми кадрами;
- адаптация оборудования (быстрая переналадка) под требования рынка.
В рамках базовой стратегии существует три стратегических варианта:
- удовлетворение спроса в полном объеме;
- производство по среднему уровню спроса;
- стратегия пессимиста или производство по нижнему уровню спроса.
В первом случае компания производить продукцию в количестве, которое требует рынок. Запасы минимальные, а затраты на изготовление товаров высокие из-за постоянного изменения объема выпуска.
Вторая альтернатива предполагает производство продукции и накопление запасов на случай падения спроса и удовлетворяет потребности благодаря накоплениям.
Третья стратегия имеет место, когда недостающую продукцию выпускают компании-конкуренты или партнеры.
Стратегия размещения разрабатывается для крупного бизнеса. Предприятия имеют развитую внутрифирменную специализацию и кооперацию. Данная стратегия характерна для проектов нового строительства. Также она связана с выбором территории производства комплектующих и сборкой готовых изделий.
В рамках создания стратегии размещения рассматриваются такие факторы, как наличие квалифицированных трудовых ресурсов, источников сырья и рынков сбыта, региональных льгот, транспортные затраты, политическая стабильность.
Стратегия организации производства или производственно-инженерная стратегия предусматривает объем производства, ассортимент, качество продукции и сроки ее поставки на основе прогнозирования потребностей потенциальных потребителей. Это означает, что подходом для разработки данной стратегии является клиенториентированность.
Производственно-инженерная стратегия может создаваться как «стыковая» стратегия. Она способствует отстаивать интересы и требования производственных отделов во время принятия управленческих решений, таких как создание новинок или модификация старой продукции.
Элементы стратегии производства
Производственная стратегия – это формирование и реализация основных направлений деятельности компании в сфере выпуска товаров.
Рисунок 1. Элементы производственной стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Планирование производства и контроль подразумевает пассивное участие производственных подразделений в процессе обоснования и создания стратегии. Это связано с тем, что производственные планы – это тактические решения, а не стратегические.
Руководство подразделений вовлекается в принятие нескольких решений:
- выявление возможностей применения оборудования и необходимости его модернизации;
- определение тенденций взаимодействия с трудовыми ресурсами в сфере повышения квалификации и оплаты труда и решений относительно социального обеспечения;
- оценка деятельности других отделов компании в целях обеспечения производственного процесса.
Повышение производительности труда предполагает:
- анализ факторов производительности труда и определение слабых мест;
- повышение производительности труда посредством совершенствования системы и структуры управления;
- создание плана мероприятий по повышению производительности труда.
Человеческий фактор влияет на уровень производительности труда. Он изучается в двух аспектах:
- создание условий для эффективной работы сотрудников компании в рамках производственного процесса;
- создание условий для воспроизводства трудовых ресурсов.
На результативность работы персонала влияют различные факторы: производственный микроклимат, заработная плата, моральное и материальное стимулирование, карьерный рост, обучение, оборудование рабочего места и охрана труда.