Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Стратегический маркетинг современного промышленного предприятия

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Стратегический маркетинг современного промышленного предприятия
Стратегический маркетинг современного промышленного предприятия

Сущность и особенности промышленного рынка

Определение 1

Промышленный рынок – это совокупность взаимоотношений между участниками рынка (производителями, посредниками, потребителями, банками, государственными органами), реализуемых в границах определенной территории в определённый момент времени.

Промышленный рынок – это, прежде всего, рынок промышленных предприятий. Иначе его также принято называть рынком товаров промышленного назначения.

Промышленный рынок объединяет в себе совокупность лиц и организаций, приобретающих товары и услуги, используемые в производстве иных товаров и услуг, сдаваемых в аренду, продаваемых или поставляемых другим потребителям. Условно рынок товаров промышленного назначения подразделяется на три части:

  • рынок товаров народного потребления, реализуемых оптом;
  • рынок продукции производственно-технического назначения;
  • рынок промышленных услуг.
Замечание 1

Основными участниками рынка товаров промышленного назначения выступают промышленные предприятия. В одно и то же время они могут играть роль как поставщика, так и потребителя товаров и услуг.

Функционируя в условиях промышленного рынка промышленные предприятия, как и любые другие рыночные организации, реализуют маркетинговую деятельность. Приобретая свою особую специфику, обусловленную особенностями рынка и самого продукта, она получила название промышленного маркетинга. Рассмотрим сущность маркетинга промышленных предприятий более подробно.

Сущность маркетинга промышленных предприятий

Определение 2

Маркетинг представляет собой систему управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, нацеленную на эффективное удовлетворение спроса посредством взаимодействия бизнеса с потребителями, партнерами и окружающей средой.

Маркетинг является основой эффективного предпринимательства и в сфере промышленного рынка. Здесь он трансформируется в концепцию его применения в деятельности промышленного предприятия. Суть этой концепции заключается в интеграции и ориентации всех видов ресурсов и подразделений промышленного предприятия, их мобилизации на удовлетворение спроса потребителей в товарах и услугах промышленного назначения.

Маркетинг промышленных предприятий по большей части ориентирован на взаимодействие с компаниями, закупающими товары и услуги для собственных производственных нужд. К числу подобного рода организаций относятся предприятия, изменяющие назначение и функции товара, осуществляющие его доработку, переработку либо потребление для нужд собственного производства.

Промышленный маркетинг имеет сою особую специфику, отличную от маркетинга рынка товаров народного потребления. Суть ее заключается, прежде всего, в том, что промышленный маркетинг предполагает необходимость затрат большего количества усилий и времени не на коммуникации, а на продакт-менеджмент, т.е. на так называемые «производственные факторы». В особенности это касается тех рынков, продукция которые стандартизирована и не имеет ярких отличий от конкурентов.

Объектом промышленного маркетинга выступает непосредственно сам промышленный рынок, а роль субъектов играют его частники. Предметная область промышленного маркетинга сводится к совокупности взаимоотношений между деятелями промышленного рынка, возникающих вследствие их деловой активности, т.е. отношений технико-экономического сотрудничества, купли-продажи товаров и услуг, технологически связей, финансовых и конкурентных отношений, деловых переговоров и т.п.

Основными задачами маркетинга промышленного предприятия считаются:

  • реализация маркетингового подхода к управленческой деятельности;
  • обеспечение роста эффективности рыночного взаимодействия промышленного предприятия;
  • развитие тех сфер бизнеса, которые обеспечивают конкурентные преимущества промышленного предприятия;
  • привлечение дополнительных инвестиций для развития производства;
  • снижение рисков при выборе рыночных партнеров, поставщиков комплектующих и услуг;
  • разработка и формирование промышленной политики;
  • реализация задач стратегического маркетинга.

Важную роль в промышленном маркетинге играет непосредственного его стратегическая составляющая. В частности, речь идет о разработке и последующей реализации стратегии промышленного маркетинга.

Стратегический маркетинг промышленного предприятия предполагает необходимость сосредоточения внимания организации на отношениях с каждым отдельным покупателей, развитии долгосрочных взаимоотношений с промышленными потребителями посредством разработки и реализации отдельных маркетинговых стратегий для каждого отдельного клиента, включающих в себя основные составляющие маркетинговой деятельности (товарная, ценовая, сбытовая и сервисная политики, а также стратегия коммуникаций).

Основные разновидности стратегий маркетинга современных промышленных предприятий

В основе разработки маркетинговых стратегий промышленных предприятий лежит, прежде всего, изучение покупателей (как реальных, так и потенциальных) и их специфических нужд в сфере деятельности промышленной организации. В каждом конкретном случае маркетинговая стратегия промышленного предприятия будет иметь свои особенности, обусловленные как спецификой деятельности организации и продукции, ею производимой, так и рыночным спросом на товары и услуги промышленного назначения.

В настоящее время эксперты выделяют четыре группы маркетинговых стратегий, используемых промышленными предприятиями (рисунок 1). Вкратце рассмотрим каждую из них.

Разновидности маркетинговых стратегий промышленных предприятий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Разновидности маркетинговых стратегий промышленных предприятий. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Базовые стратегии предопределяют поведение промышленного предприятия по отношению к товарам, которые оно производит, а также рынкам, на которых оно функционирует. Среди них выделяют стратегию лидерства в издержках, стратегию концентрации (фокусирования, специализации), стратегию дифференциации. Их основным предназначением выступает обеспечение максимально эффективной деятельности промышленного предприятия на данном рынке с данным продуктом.

Стратегии роста предопределяют поведение промышленного предприятия в зависимости от состояния рынка и жизненного цикла производимой им продукции. К ним относятся стратегии интенсивного и интегративного роста, а также стратегии диверсификации. Их основной задачей выступает обеспечение эффективного развития промышленного предприятия.

Стратегии сокращения призваны определить действия промышленного предприятия в тех случаях, когда имеется потребность в перераспределении ресурсов либо избавлении от неэффективных видов деятельности с целью повышения общей эффективности функционирования бизнеса. Стратегии сокращения могут принимать различные формы – стратегии «сбора урожая», сокращения, сокращения расходов, ликвидации.

Конкурентные стратегии, реализуемые в сфере промышленного маркетинга, предопределяют поведение промышленного предприятия в отношении конкурентов, в зависимости от целей самого предприятия и положения конкурентов в отрасли. Среди конкурентных стратегий выделяют стратегию «лидера», «следующего за лидером», «бросающего вызов» и «специалиста».