Сущность маркетинговых исследований
Разработка маркетинговой стратегии основывается на информации, полученной в ходе маркетинговых исследований, т. е. маркетинговой информации. Она подразделяется на:
- первичную - сведения, получаемые непосредственно для решения возникшей маркетинговой или управленческой проблемы;
- вторичную - информация, которая была получена ранее для решения подобной проблемы.
Как правило, любое маркетинговое исследование начинается с изучения вторичной информации, которой относят специальную литературу, интернет, статистические справочники, СМИ, отчеты ранее проведенных маркетинговых исследований и т.д. Но главное требование: использовать первичный источник вторичной информации. Информация должна быть объективной, актуальной, достоверной.
Если вторичной информации недостаточно для решения поставленной проблемы, то компании прибегают к получению первичных данных. В отличие от вторичной информации первичные сведения являются более достоверными, соответствуют задачам исследования.
Маркетинговые исследования – это систематический сбор, обобщение и анализ информации об элементах маркетинговой деятельности компании.
Маркетинговые исследования является функцией маркетинга, которая связывает предприятие через информацию с внешней средой (потребители, конкуренты, рынки и др.). эти данные снижают уровень неопределенности, риски и позволяют разрабатывать эффективные маркетинговые стратегии.
Цель маркетинговых исследований – это предоставление необходимой информации лицам, которые принимают управленческие решения в организации.
Результатом проведения маркетинговых исследований считается определенный интеллектуальный продукт, который может быть представлен на рынке.
Виды маркетинговых исследований
По отношению к субъекту и пользователя различают внутренние и внешние.
Внутренние исследования – это исследования, которые проводит заинтересованная компания самостоятельно. В рамках этих исследований компания получает качественную информацию, которая основана на глубоком анализе внутренней среды.
Внешние маркетинговые исследования – исследования, проводимые независимыми организациями (маркетинговыми агентствами).
По целевой ориентации выделяют:
- поисковое (разведочное) исследование – сбор маркетинговой предварительной информации, которая позволит диагностировать проблему и разработать гипотезы;
- описательное (дескриптивное) исследование – это исследование, которое проводиться для точного изучения маркетинговых проблем, рыночных ситуаций, товаров и услуг или социально-демографических характеристик и мнений целевой аудитории;
- каузальное (причинно-следственное) исследование или исследование причинно-следственных связей – это исследование по тестированию гипотез о причинно-следственных отношений между переменными.
Рисунок 1. Основные характеристики маркетинговых исследований. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Процесс проведения маркетинговых исследований
Процесс маркетингового исследования – это комплекс последовательных мероприятий, которые направлены на предоставление маркетинговой информации лицам, принимающим решения в компании.
Процедура проведения маркетинговых исследований состоит из ряда этапов:
- выявление проблемы;
- выбор проекта исследования;
- выбор метода сбора информации;
- разработка форм сбора данных входе проведения опроса и наблюдения;
- разработка выборки и сбор данных;
- анализ и толкование данных;
- подготовка отчета о результатах маркетингового исследования.
Типовой процесс маркетингового исследования включает две стадии: подготовка исследования и реализация исследования.
Этапы подготовки маркетингового исследования:
- диагностика управленческой и маркетинговой проблемы;
- постановка целей и задач;
- выбор вида проекта;
- определение методов сбора информации;
- разработка форм для проведения опроса и наблюдения;
- разработка выборки.
Этапы реализации маркетингового исследования:
- сбор информации;
- предварительный анализ;
- заключительный анализ сведений и их интерпретация;
- написание отчета о маркетинговом исследовании.
На фазе подготовки маркетингового исследования имеют место мероприятия, которые связаны с планированием всех элементов процесса: целей, задач, субъектов и объектов исследования, методов сбора данных. Также определяются дальнейшие планы (анализ и представление данных пользователям). Результатом этого этапа является детальный план маркетингового исследования.
Фаза реализации маркетингового исследования предусматривает мероприятия, которые связаны с реализацией плана маркетингового исследования. Это непосредственный сбор информации, анализ полученных данных и их представление. Результатом этого этапа является подготовка и передача отчета о маркетинговом исследовании заказчику.
Роль маркетинговых исследований в разработке стратегии маркетинга
Маркетинговые стратегии разрабатываются с целью обеспечить устойчивое и конкурентоспособное положение компании на рынке с учетом влияния внешней и внутренней среды.
Поэтому одним из важных компонентом разработки маркетинговой стратегии является получение информации, т.е. проведение маркетинговых исследований. Они способствуют эффективной адаптации производства продукции, деятельности посредников к состоянию рынка и требованиям целевой аудитории.
Маркетинговые исследований проводятся в двух направлениях:
- исследование характеристик рынка;
- исследование внутренних возможностей деятельности компании.
Результаты маркетинговых исследований позволяют минимизировать предпринимательские риски. Помимо того, они способствуют принятию эффективных управленческих решений и разработке эффективных маркетинговых стратегий.
Маркетинговые исследования играют существенную роль в процессе расширения производства, появления новых технологий в сфере изготовления и сбыта товаров и услуг, продвижении продукции. Благодаря маркетинговой информации компания узнает потребности и предпочтения потребителей, действия конкурентов и перспективные направления развития бизнеса.