Понятие маркетинговой информационной системы
В маркетинге под информационной системой принято понимать совокупность оборудования, персонала, способов и операций, созданных с целью сбора, обработки, анализа и последующего распределения достоверной, точной и нужной информации, которая необходима для подготовки и принятия обоснованных управленческих решений в сфере маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта.
Иначе говоря, маркетинговая информационная система (сокращённо – МИС) представляет собой единый комплекс процедур и методов, ориентированных на проведение планового анализа и своевременное предоставление актуальной маркетинговой информации, выступающей основой принятия управленческих решений.
Таким образом, МИС – это маркетинговая концепция, которая помогает решать как маркетинговые задачи, так и задачи стратегического планирования. В общем виде она представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Схема МИС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В рамках маркетинговой информационной системы происходит трансформация данных, приобретаемых из внешних и внутренних источников, в информацию, которая необходима управляющим и специалистам маркетинговых служб.
Информация, получаемая извне, опирается на данные маркетинговой разведки, маркетинговых исследований рынка, изучения потребителей и конкурентов. Внутренние данные отражают информацию об объемах продаж, уровне запасов, отгрузке продукции и заказов на нее и пр. Вместе внешняя и внутренняя информация служат основой для принятия решения касательно маркетинговой деятельности фирмы и ее отдельных направлений.
Сущность, цели и задачи маркетинговой информационной системы
Сущность и основное предназначение маркетинговой информационной системы заключается в том, что она является той основой, которая обеспечивает выходную, аналитически переработанную информацию, позволяющую принимать взвешенные, экономически обоснованные и актуальные управленческие решения, а также вносить коррективы в текущую маркетинговую деятельность предприятия.
Говоря о сущности МИС более подробно, следует отметить, что она необходима для сбора, обработки, анализа и последующего распределения информации, которая важна и необходима руководству предприятия и иным специалистам его служб для того, чтобы своевременно и обоснованно принимать соответствующие маркетинговые решения. При этом информация, получаемая на выходе маркетинговой информационной системы должна быть достоверной, точной и актуальной. Предоставляемая МИС информация может находить свое выражение в форме ответов на конкретные запросы специалистов и управляющих, периодических сообщений и результатов математической имитации.
Считается, что МИС предназначена для реализации следующих задач:
- раннее обнаружение возможных проблем и трудностей маркетинговой деятельности хозяйствующего субъекта;
- выявление благоприятных возможностей для развития бизнеса;
- выработка и оценка стратегий и тактических планов маркетинговой деятельности предприятия;
- оценка уровня реализации стратегий и выполнения планов маркетинга на основе статистического анализа и моделирования.
Благодаря использованию МИС решаются не только задачи маркетинга, но и обеспечивается управление взаимоотношениями компании с клиентами.
Основной же целью построения и использования маркетинговых информационных систем выступает выявление на основе использования внутренних и внешних источников информации, взаимосвязей между предприятием и рынком, а также обеспечение служб хозяйствующего субъекта своевременной и достоверной информацией.
Наличие и использование МИС является неотъемлемым элементом и важной частью управления маркетингом на предприятии.
Особенности построения маркетинговой информационной системы
МИС является составной частью общей информационной системы управления предприятием. Ее построение предполагает необходимость соединения внешней и внутренней среды предприятия посредством реализации информационно-аналитических процедур.
Сама по себе маркетинговая информационная система включает в себя несколько основных блоков, основными из них являются:
- информационный блок;
- статистический блок;
- программный блок.
Под информационным блоком понимается база данных, которая формируется самим субъектом хозяйствования. Ее содержание определяется характером выпускаемой продукции и отраслевой принадлежностью предприятия.
Статистический блок включает в себя совокупность современных методов статистической обработки информации, которые дают возможность более полно раскрывать взаимосвязь между данными и определять степень их надежности.
Программный блок формируется за счет специальных программных средств обработки информации, которая содержится в информационной базе предприятия.
Основными источниками получения информации в МИС выступает внешняя и внутренняя среда.
Внешние источники информации могут быть представлены государственной статистической информацией, материалами, опубликованными в средствах массовой информации, официальных научных изданиях или сети Интернет, рекомендациями и отчетами консалтинговых агентства, а также информацией, полученной торговыми представителями самого субъекта хозяйствования.
Внутренние источники информации включают в себя внутреннюю статистическую, бухгалтерскую отчетность и учет, опросы, мониторинги и исследования, проводимые на предприятии, данные о клиентах и потребителях и пр.
Вся информация, получаемая из внешних и внутренних источников, должна оперативно, своевременно и непрерывно вводиться в базу данных МИС. Ответственность за это возлагается на плечи специалистов маркетинговой службы хозяйствующего субъекта. После ввода в информации в базу производится ее последующая обработка, анализ и оценка, на основе которых и принимаются управленческие решения.
Основными принципами построения МИС считаются: непрерывный и постоянный сбор данных, хранение и накопление информации, а также ее обработка, анализ и оценка.