Понятие маркетинговой деятельности предприятия
В общем смысле под маркетинговой деятельностью предприятия следует понимать деятельность субъекта хозяйствования, направленную на решение специально созданной службой маркетинга или его отдельными специалистами практических задач, стоящих в области коммерческой деятельности. Согласно другому подходу она представляет собой творческую управленческую деятельность, по развитию рынка и удовлетворению потребностей его участников.
В целом маркетинговую деятельность предприятия можно определять в качестве комплекса практических мероприятий по исследованию торгово-сбытовой деятельности хозяйствующего субъекты посредством изучения всех факторов, влияющих на процесс производства и продвижения продукции от производителя к потребителю. Проще говоря, это деятельность по практической реализации целей и задач маркетинга, стоящих перед конкретным предприятием, функционирующим в рыночной среде.
Долгосрочной генеральной целью маркетинговой деятельности любого хозяйствующего субъекта считается оптимизация прибыли. Исходя из этого, целевой комплекс маркетинга ориентирован на извлечение прибыли и наращивание ее объемов в долгосрочной перспективе, удовлетворение потребностей рынка, развитие предприятия и сферы его деятельности.
На практике осуществление маркетинговой деятельности предприятия неразрывно связано с необходимостью реализации следующих действий:
- изучение и анализ рынка, включая конкурентов;
- оценка потребительских предпочтений и моделей их рыночного поведения;
- исследование и усовершенствование выпускаемого продукта;
- анализ и развитие форм и каналов сбыта продукции;
- наращивание объемов товарооборота фирмы;
- организация рекламной деятельности и т.п.
В конечном счете, маркетинговая деятельность предприятия должна быть направлена на наращивание объемов сбыта и, как следствие, увеличение извлекаемой прибыли с одной стороны, и укрепление рыночных позиций предприятия – с другой стороны.
Содержание и направления маркетинговой деятельности предприятия
Маркетинговая деятельность предприятия обладает определенным содержанием, отражающим ее сущность. Как правило, оно заключается в поиске и нахождении взаимовыгодного компромисса между потребностями рынка (потенциальных потребителей) с одной стороны, и производственными возможностями и ключевыми компетенциями предприятия, с другой стороны. При этом важным его компонентом считается учет возможных рыночных действий со стороны конкурирующих фирм.
В сущности, маркетинговая деятельность может быть направлена как на создание, развитие и/или изменение рыночного спроса, так и на изменение продуктов и бизнес-процессов внутри самого предприятия с целью обеспечения их соответствия существующему спросу. В первом случае речь идет об изменении потребностей потенциальных клиентов, а во втором – о повышении потребительской ценности реализуемой на рынке предприятием продукции.
Основными направлениями маркетинговой деятельности предприятия считаются:
- поиск, сбор и обработка маркетинговой информации касательное внутренней и внешней маркетинговой среды;
- анализ маркетинговой информации и принятие на его основе управленческих решений в области маркетинга;
- разработка и планирование стратегии маркетинга и отдельных маркетинговых мероприятий;
- формирование и практическое воплощение комплекса маркетинга;
- контроль за ходом реализации маркетинговых мероприятий и оценка их эффективности.
Таким образом, маркетинговая деятельность предприятия ориентирована на реализацию целого комплекса мероприятий, связанных с изучением рынка, выработкой стратегии и тактики маркетингового поведения, их практической реализацией, а также оценкой общей результативности и эффективности маркетинга.
Основные виды маркетинговой деятельности предприятия
Маркетинговая деятельность предприятия обладает довольно сложной структурой. По своему содержанию она является многоаспектной, что позволяет классифицировать ее на отдельные виды по различным основаниям (рисунок 1).
Рисунок 1. Классификация видов маркетинговой деятельности предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В зависимости от характера разработки маркетинговых планов деятельность, осуществляемую в области маркетинга, как и сам маркетинг, принято делить на два вида – концептуальную и практическую. Первая ориентирована на выработку общей концепции рыночного поведения, а вторая предполагает необходимость разработки и реализации практических действий, направленных на обеспечение сбыта продукции и укрепление рыночных позиций фирмы.
В зависимости от сферы своего осуществления маркетинговая деятельность может реализовываться как в рамках страны-производителя (то есть на национальном уровне), так и за ее пределами (международный маркетинг).
На основе характера отношения к тем или иным сегментам рынка маркетинговая деятельность может приобретать дифференцированный либо недифференцированный характер. Дифференцированный маркетинг предполагает ориентацию на завоевание конкурентных преимуществ сразу на нескольких сегментах отраслевого рынка в то время как недифференцированный маркетинг основан на упрощении их специфике и выходе сразу на весь рынок с одним продуктом.
Помимо этого маркетинговая деятельность предприятия делится на несколько видовых групп в зависимости от доминирующей философии маркетинга. В соответствии с данным критерием выделяют следующие виды маркетинговой деятельности:
- продуктовый маркетинг;
- маркетинг производственного типа;
- сбытовой маркетинг;
- маркетинг потребительского спроса.
На практике предприятие нередко может одновременно использовать сразу несколько видов маркетинговой деятельности. Выбор в пользу тех или иных из них определяется целыми и задачами в области маркетинга, стоящими перед предприятием на данном этапе его развития, а также особенностями рыночной среды, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.