Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Организация маркетинговой деятельности на предприятии машиностроения

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Организация маркетинговой деятельности на предприятии машиностроения
Организация маркетинговой деятельности на предприятии машиностроения

Маркетинговая деятельность на предприятии машиностроения

Определение 1

Маркетинговая деятельность – это комплекс целенаправленных действий, опосредованных удовлетворением нужд и запросов потребителей в целях извлечения прибыли при помощи комплекса факторов маркетинга.

На предприятиях машиностроения маркетинг и деятельность, с ним связанная, отвечает за вопросы организации производства и сбыта выпускаемой продукции на основе результатов интенсивного изучения и прогнозирования сбыта, цен, использования инструментов стимулирования сбыта и рекламы.

Условно маркетинговая деятельность машиностроительного предприятия реализуется по четырем основным направлениям. В общем виде они представлены на рисунке 1. Каждое из них требует своей организации и контроля.

Ключевые направления маркетинговой деятельности машиностроительного предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Ключевые направления маркетинговой деятельности машиностроительного предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стоит отметить, что направления маркетинговой деятельности предприятия машиностроения, представленные на рисунке 1, не представляют собой последовательные этапы маркетинговой деятельности. Напротив, они выступают именно как взаимодополняющие направления.

Содержание маркетинговой деятельности, в конечном счете, сводится к поиску взаимовыгодного компромисса между потребностями рынка (реальных и потенциальных потребителей) и производственными возможностями самого машиностроительного предприятия с учетом возможных действий конкурентов. Сама же маркетинговая деятельность может быть направлена как на изменение продуктов или бизнес-процессов предприятия в целях обеспечения их соответствия спросу, так и на создание, развитие либо изменение рыночного спроса и потребностей потребителей.

Особенности организации маркетинговой деятельности на предприятии машиностроения

В основе организации маркетинговой деятельности машиностроительного предприятии лежит необходимость соблюдения ряда принципов. Рассмотрим лишь некоторые из них. Маркетинговая деятельность предприятия должна быть выстроена таким образом, чтобы ее реализация обеспечивала достижение практического результата производственно-сбытовой деятельности хозяйствующего субъекта. Предприятие в целом и его маркетинговая деятельность в частности должны быть нацелены на долговременный результат. Также важная роль отводится необходимости использования машиностроительным предприятием стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей наряду с оказанием целенаправленного воздействия на них.

В процессе организации маркетинговой деятельности на предприятии рекомендуется придерживаться следующей структуры:

  • проведение анализа текущей маркетинговой ситуации;
  • изучение возможностей и угроз маркетинговой среды;
  • проработка маркетинговой цели;
  • разработка стратегии маркетинга.

Итак, прежде всего, необходимо изучить сложившуюся к настоящему времени маркетинговую ситуацию. Для этого необходимо провести комплексное исследование рынка, на котором функционирует машиностроительное предприятие, а именно – проанализировать специфику и результаты реализации продукции (спрос, уровень цен, условия продажи и пр.), изучить конкурентов и определить особенности рыночного продвижения продукта.

Далее, на втором этапе производится анализ угроз и возможностей, предоставляемых предприятию средой его маркетинга. Основным аналитическим инструментом в данном случае выступает SWOT-анализ, при помощи которого определяются и оцениваются сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы его внешнего макро- и микро- окружения.

Третий этап посвящен целеполаганию. В идеале цели маркетинговой деятельности, выставляемые перед предприятием машиностроения, должны отвечать критериям SMART, то есть быть конкретными, измеримыми, достижимыми, важными и ограниченными во времени.

Наконец, отталкиваясь от общей стратегии предприятия, разрабатывается стратегия маркетинга, в разрезе которой и будет вестись вся маркетинговая деятельность машиностроительного предприятия.

Помимо прочего, организация маркетинговой деятельности машиностроительного предприятия требует также проработки механизмов ее мониторинга, контроля и совершенствования. Важную роль при этом играет управление маркетинговой деятельностью.

Управление маркетинговой деятельностью машиностроительных предприятий осуществляется в несколько этапов. Сначала исследуются производственные возможности предприятия. Далее определяются производственный ассортимент и поддерживается оптимальная структура производства. Наконец, организовывается и производится работа с покупателями и потребителями.

Организационная структура управления маркетинговой деятельностью машиностроительного предприятия

Важную роль в налаживании маркетинговой деятельности машиностроительного предприятия играет выбор и построение организационной структуры маркетинга. На сегодняшний день к числу основных типов оргструктур маркетинга, наиболее часто используемых на машиностроительных предприятиях, относят службы маркетинга, выстроенные по следующим принципам:

  • функциональная организация;
  • рыночная организация;
  • товарная организация;
  • товарно-рыночная организация.

Функциональный принцип построения служб маркетинга используется, когда количество рынков и товаров небольшое, и все они рассматриваются в качестве однородностей. Рыночный принцип организации маркетинговых служб чаще всего встречается на предприятиях, реализующих свою продукцию, требующую определенного обслуживания, на рынках с различными покупательскими предпочтениями. Использование товарного принципа построения организационной структуры управления маркетинговой деятельностью машиностроительного предприятия характерно для предприятий, специализирующихся на производстве различающейся продукции или товарных групп, требующих особенностей в производстве, сбыте и обслуживании. Товарно-рыночная или матричная структура позволяет устранить недостатки товарного и рыночного принципов организации служб маркетинга.

Каждое отдельно взятое предприятие машиностроения самостоятельно решает, какую структуру управления маркетинговой деятельностью использовать. Так или иначе, выстроенные по определенной форме отдел маркетинга машиностроительного предприятия должен обеспечивать изучение рынка выпускаемой продукции, а также поиск и нахождение товаров-новинок, производство которых соответствует техническим возможностям самого предприятия и отвечает запросам рынка.