Страховой маркетинг - это система взаимодействия страхователя и страховщика, которая направлена на взаимный учет их потребностей или интересов.
Зачастую страховой маркетинг определяется как комплекс определенных действий, нацеленных на максимизацию прибыли страховщика за счет наиболее полного учета потребностей клиентов. Система страхового маркетинга включает в себя организацию деятельности страховой компании по формированию, производству и сбыту страховых продуктов на базе комплексного анализа рынка и запросов потенциальных клиентов для извлечения прибыли.
Цели и задачи страхового маркетинга
В современных условиях страховой маркетинг направлен на максимальное облегчение сложившихся управленческих процедур управления и их ориентацию на рынок с его потребностями. Сегодня страховщики должны достаточно быстро реагировать на запросы потребителя, изменение ценовой политики конкурентов, рост качества собственных продуктов и услуг. Страховому маркетингу необходимо находить баланс между интересами разных групп. Так, собственники имеют целью повышение свой прибыли, что, в свою очередь, приводит к повышению цены на страховые продукты, т.е. за счет страхователей, и путем сокращения издержек за счет персонала и применяемых методов организации труда. Потребители же хотят снижения цен за счет снижения прибыльности страховой компании, а также сокращения их себестоимости.
Задачей страхового маркетинга является снижение остроты и накала подобных противоречий для обеспечения предоставления страхователям высококачественных услуг требуемого ассортимента без ущерба для рентабельности страховщика. Но добиться этого достаточно сложно, поскольку современный страхователь довольно требователен к предоставляемым страховым услугам. Однако, несомненно, что страховому маркетингу под силу стать средством достижения оптимального баланса при распределении ресурсов.
Страховой маркетинг не может обеспечивать должной эффективности, если он не основан на анализе страхового рынка, грубо говоря страховой маркетинг является предварительным анализом доходности выбранного рыночного сегмента и рынка, и включает разработку методологии по их завоеванию и удержанию.
Функции страхового маркетинга
Ключевыми функциями страхового маркетинга являются:
- Аналитическая функция, предполагающая анализ внешней и внутренней среды страховой организации, потребителей, рынков сбыта и ассортимента страховых продуктов;
- Товарная функция, включающая создание нового страхового продукта, применение новейших технологий и управление конкурентоспособностью страхового продукта;
- Сбытовая функция, выражающаяся в разработке ассортиментной, ценовой и сбытовой политики;
- Функция управления и контроля, включающая управление, разработку стратегии, планирование, информационное обеспечение и контроль.
Система маркетинговых усилий в страховании
Маркетинг, являясь системой взаимного учета и взаимодействия интересов производителей и клиентов страховых продуктов, может использоваться различными типами страховщиков. Но в зависимости от способов взаимодействия их со страхователями маркетинг может принимать разные формы.
Система маркетинговых усилий, которая направлена на баланс спроса и предложения, должна включать в себя ряд неизменных этапов:
- анализ рынка страховых услуг - сбор информации о страхователях и потенциальных потребителях;
- сегментацию страхового рынка - представление и изучение рынка в формализованном виде;
- оценку платежеспособности спроса на различные страховые продукты в разрезе сегментов;
- анализ ассортимента и маркетинговой стратегии основных конкурентов;
- разработку страховых продуктов и стратегии продвижения ее на рынок;
- определение ценовой политики на страховые продукты;
- разработку сбытовой стратегии, в том числе организацию системы сбыта, маркетинговых и рекламных акций и т.д.;
- анализ эффективности маркетинга страховой компании.