Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Каналы распределения услуг

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Каналы распределения услуг
Каналы распределения услуг

Концептуальные основы каналов распределения в маркетинге

В процессе рыночного функционирования обеспечивается постоянное движение товаров и услуг от продавца к покупателю. В общем виде этот процесс называется распределением.

Распределение товаров и услуг представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на продвижение и перемещение товаров и услуг от их производителя к потребителю и включает в себя три базовых компонента:

  • маркетинговые каналы (каналы распределения);
  • дистрибуцию;
  • обслуживание покупателей в предпродажный и послепродажный периоды.
Замечание 1

Распределение товаров и услуг осуществляется через различные каналы распределения. В общем смысле под ними принято понимать множественную совокупность отдельных лиц или организаций, принимающих участие в процессах движения товара или услуги от производителя к потребителю.

Готовые работы на аналогичную тему

Каналы распределения поддаются множественной классификации по различным основаниям. Обычно их принято различать по уровню организации, то есть по числу посредников. В соответствии с этим критерием выделяют нулевой канал сбыта, одноуровневый, двухуровневый, трехуровневый и многоуровневые каналы распределения. При нулевом канале распределения промежуточные звенья между производителем и потребителем полностью исключаются. В остальных случаях количество посредников может варьироваться от 1 и до бесконечности (чаще всего не более 3).

Помимо прочего каналы распределения могут быть разделены по типу реализуемого объекта. В этом случае выделяют каналы распределения товаров и каналы распределения услуг. Также каналы распределения могут быть длинными и коротенькими, вертикальными и горизонтальными.

Замечание 2

Так или иначе, выбор того или иного типа построения канала распределения всегда остается за производителем. В одних случаях может быть выгодно привлечение множества посредников, в других – их полное исключение.

Сходства и различия между распределением товаров и услуг

Основой функционирования рынка выступает купля-продажа товаров и услуг.

Товар представляет собой произведенный, овеществленный продукт труда, предназначенный для удовлетворения потребностей людей посредством реализации механизма рыночного обмена. К товарам относится продукция материального производства.

Услуги относятся к нематериальной (не овеществлённой) сфере и представляют собой некую выгоду, получаемую потребителем, или действие, оказываемое на него. Будучи неосязаемыми, они оказываются и потребляются одновременно и не предполагают возможности приобретения права на какие-либо материальные объекты.

Несмотря на множество сущностных различий и товары, и услуги выступают объектом купли-продажи, а, следовательно, полежат рыночному распределению и продвижению посредством соответствующих каналов.

Использование каналов распределения в сфере оказания услуг имеет свою особую специфику. Услуги, в отличие от товара, предполагают необходимость прямого контакта между тему, кто оказывает услуги, и теми, кто их получает (приобретает). В виду этого услуги, в большинстве своем, продаются напрямую теми, кто их оказывает. Это означает, что не всегда, но все же чаще всего используются прямые каналы распределения.

В маркетинге принято выделять ряд принципиальных отличий между продвижением и распределением товаров и услуг. Рассмотрим их более подробно:

  • товары имеют материальную природу, в то время как услуги не относятся к категории физических объектов, хотя некоторые из них и могут подразумевать передачу материальных ценностей;
  • предоставление услуг практически не нуждается в создании запасов или транспортировке. Исключение составляют лишь сфера отдыха и индустрия розничной торговли, в которых транспортировка и формирование запасов жизненно необходимы;
  • предоставление услуг гораздо более тесно связано с людьми, так как многие услуги сопряжены с необходимостью контактирования между людьми в целях предоставления или осуществления услуги.
Замечание 3

Таким образом, сферу услуг можно считать более персонифицированной. Соответственно сам процесс распределения услуг гораздо короче, нежели процесс распределения товаров. Кроме того, каналы распределения услуг в большинстве своем короче, чем каналы распределения товаров.

Типология каналов распределения услуг в маркетинге

Каналы распределения сферы услуг не столь обширны по своим видам, как каналы распределения материальных товаров. В первую очередь это обусловлено спецификой услуг как товарной категории, а именно, их свойствами:

  • услуги неосязаемы;
  • услуги не поддаются хранению;
  • услуги всегда неотделимы от источника их оказания;
  • качество услуг непостоянно и зависит от множества факторов;
  • продажа услуг на рынке не предполагает перехода прав собственности (владение отсутствует).

В виду описанных выше базовых свойств услуг, в маркетинге выделяют все два типа каналов их распределения. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Базовые виды каналов распределения услуг в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые виды каналов распределения услуг в маркетинге. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Итак, первый тип канала распределения услуг – прямой маркетинг. Именно прямые каналы распределения чаще всего применяются в сфере реализации услуг. В этом случае их продает (продвигает) непосредственно сам производитель, то есть та компания или то лицо, которое и оказывает услугу. Так, например, парикмахерские, спа-салоны и фитнес-центры используют именно прямые каналы распространения услуг.

Второй тип каналов распределения услуг встречается гораздо реже. Он предполагает наличие одного посредника – торгового агента (брокера). Так, например, страховые компании нередко привлекают страховых агентов для заключения договоров на оказание соответствующих услуг. То же самое касается и сферы туризма – многие туристические операторы используют торговых агентов для продажи туров.

Отталкиваясь от общих уровней каналов распределения, принятых в маркетинге, первый тип канала распределения услуг можно отнести к категории нулевых, а второй тип канала распределения услуг – к одноуровневому каналу сбыта.