Сущность маркетинга в туризме
Маркетинг – важнейшее составляющее звено деятельности любой организации. Основная цель маркетинга в отрасли услуг – обеспечить эффективность через полное удовлетворение потребностей клиента.
Маркетинг в туризме – это система постоянного согласования реализуемых услуг с услугами, имеющими высокий спрос на рынке, и которые туристская фирма способна предложить более эффективно с экономической точки зрения, чем это делают фирмы – конкуренты.
Изначально свое применение маркетинг нашел в отрасли производства и только потом стал активно использоваться туристскими предприятиями. К этому привели рост конкуренции и коммерциализация отрасли туризма, это стало причиной необходимости внедрения ключевых маркетинговых элементов в практику работы туристских предприятий. Однако, важно учитывать определенные особенности туризма, которые связаны со спецификой оказываемых услуг, формой продаж и т. п.
Основными аспектами, на которые следует обратить внимание при изучении маркетинга туризма, являются следующие:
- Маркетинг является не отдельным действием, а целой системой: взаимосвязанным процессом оказания услуг в зависимости от спроса.
- Маркетинг не может закончиться одним действием, поскольку рынок постоянно меняется и развивается. Иными словами можно сказать, что маркетинг – это непрерывный процесс.
- Все действия внутри туристской фирмы должны быть согласованы с внешней средой.
- Маркетинг должен быть основан на планировании и прогнозировании состояния рынка под влиянием тех или иных факторов.
- Маркетинг является одним из основных инструментов наращивать прибыльности деятельности фирмы.
Итак, маркетинг – своего рода компас в процессе изучения спроса и предложения на конкретную туристскую услугу, установления цен на новые услуги, разработке рекламной кампании и т.д.
Принципы маркетинга в туризме
Сущность маркетинга в туризме определяет ключевые его принципы. Среди них:
- нацеленность на экономический результат;
- комплексность подхода для достижения намеченных целей;
- учет рыночных условий и требований и одновременное целенаправленное воздействие на рынок;
- все цели должны разрабатываться на длительную перспективу;
- активные, наступательные и предприимчивые шаги в процессе реагирования на внешние раздражители.
Будучи специфическим экономическим явлением, маркетинг в туризме должен использоваться при наличии ряда условий:
- насыщение рынка туристскими услугами;
- наличие острой конкурентной борьбы между туристскими фирмами за клиента;
- свободные отношения на рынке.
Первые из перечисленных условий обуславливают актуальность применения маркетингового подхода. Третье условие призвано обеспечить эффективность использования маркетинга в условиях конкретного предприятия. Туристская фирма как экономически самостоятельный субъект должна применять системный подход в управлении своей маркетинговой деятельностью, поскольку при наличии жесткой конкуренции бессистемность управления делает ее слабым звеном на рынке.
Ключевые функции маркетинга в туризме
Принято выделять такие ключевые функции маркетинга в туризме, как:
- установление контакта с клиентом для того, чтобы убедить его в том, что данная услуга полностью соответствует его запросам и ожиданиям;
- развитие с целью проектирования нововведений для поиска новых рынков и каналов сбыта;
- контроль, подразумевающий анализ результатов маркетинговой деятельности на предмет их эффективности.
Таким образом, с помощью маркетинга можно не только эффективно удовлетворять рыночные потребности, но повышать конкурентоспособность туристского предприятия.
Итак, маркетинг обеспечивает не только эффективное удовлетворение потребностей рынка, но и успех предприятия в конкурентной борьбе.