Особенности рынка интеллектуальной собственности
Рынок интеллектуальной собственности обладает всеми главными чертами товарного рынка. Во-первых, это однородность товаров: объектов лицензий. Рынок имеет собственные обычаи и правила, определяющие характер отношений покупателей и продавцов в сфере обращения. На данном рынке существует своя форма рекламного обращения, свои правовые нормы.
Рынок интеллектуальных продуктов характеризуется рядом особенностей:
- Универсальность характера рынка, что связано со степенью новизны продукта, поступающего на данный рынок и уникальностью достижений и разработок в интеллектуальной области.
- Наличие органической связи со всеми производственными отраслями.
- Товарная масса на рынке интеллектуальной продукции представляет собой большое и постоянно увеличивающееся количество интеллектуальных достижений.
Увеличение спроса и предложения на изобретение, техническое знание и опыт обуславливает насыщенность рынка интеллектуальных продуктов данной специфической продукцией.
Специфика маркетинга на рынке интеллектуальной собственности
Маркетинг на рынке интеллектуальной собственности довольно специфичен, он не похож на маркетинг товаров или услуг и требует особенного подхода к исследованиям рынка интеллектуальной собственности. По сути, нововведение может появиться на любой стадии процесса: будь то фундаментальное или прикладное исследование, процесс опытно-конструкторских работ, инженерная подготовка производства.
Исходя из этого, особенностями маркетинга инноваций являются:
- значительное место технологического прогнозирования, которое выявляет то направление НИОКР, результаты которого могут быть конкурентоспособными в последующем;
- тщательное исследование направлений изменения потребностей не только в научно-техническом исследовании, но и в конечных продуктах;
- направленность маркетинговых усилий на исследование способностей интеллектуальной продукции с целью обеспечения экономии живого и овеществленного труда в материальном производстве;
- необходимость усилий в части защиты и сохранения прав интеллектуальной собственности, по причине подверженности интеллектуального продукта более быстрому моральному устареванию, чем материального;
- актуальность поиска вариантов распространения интеллектуальных продуктов, поскольку в зависимости от направленности и характера они могут многократно продаваться на разных рынках различным потребителям.
Комплекс маркетинга интеллектуальной собственности
Важнейший элемент комплекса маркетинга интеллектуальной собственности - разработка стратегии ее продвижения на рынке. Основные способы продвижения заключаются в использовании личных продаж, стимулирования продаж, связей с общественностью, направленных на формирование репутации фирмы, а также рекламы. В стратегии продвижении должны быть учтены особенности извлечения доходов от интеллектуального капитала: риски, недостаточность точных рыночных данных в части цен, сетевых эффектов.
При этом коммуникационная модель маркетинга должна учитывать ряд характерных особенностей.
- Адресная направленности информации на конкретный круг организаций или лиц, мнение которых может реально повлиять на решение вопроса о переговорах.
- Использование для адресных коммуникаций средств прямого маркетинга: прямых продаж, включающих поиск потенциальных потребителей и выявление самой перспективной клиентуры, презентацию продукта, заключение сделок и организацию послепродажных мероприятий. Целесообразно проводить коммуникации с помощью отраслевых узкоспециализированных выставок и прямых контактов с ведущими специалистами предприятий.
- Наличие у организации, реализующей продукты интеллектуальной собственности, надежной и положительной репутации, поэтому целью коммуникационной политики должно стать формирование и укрепление имиджа, развитие партнерского типа отношений со своими клиентами.
- Направленность представляемой информации на возможностях и результатах, а не вариантов достижения их.