Понятие, цель и задачи маркетинга персонала
Методология, инструментарий и технологии маркетинга используется во всех сферах деятельности, в том числе и в управлении персоналом. Маркетинг является одной из функций кадрового менеджмента.
Маркетинг персонала – это вид управленческой деятельности, который направлен на долгосрочное обеспечение предприятия кадрами и полное покрытие потребности в квалицированных сотрудниках.
Рабочая сила в маркетинге изучается с двух позиций:
- как товар, где ключевым аспектом выступают потребительские свойства работников;
- как покупателя, который приобретает рабочее место, оплачивая его своим трудом.
В итоге образуются два рынка: рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. Рабочая сила как товар оценивается работодателем, который принимает решение о выборе сотрудника. Рабочая сила как покупатель сама анализирует и принимает решение о выборе рабочего места, которое способно удовлетворить его желания.
В маркетинг персонала входят следующие виды деятельности:
- изучение рынка труда;
- анализ качеств кандидатов, их возможностей и требований;
- организация рекламы вакансий (должностей): влияние на субъективное восприятие кандидатом преимуществ конкретного рабочего места в компании;
- создание резерва возможных претендентов.
Основная цель маркетинга персонала – это знание рынка труда для покрытия потребности в рабочей силе
Отсюда задачами кадрового маркетинга являются:
- исследование рынка труда для определения текущих и будущих потребностей в персонале;
- изучение тенденций развития экономики и производства для создания новых рабочих мест и повышения квалификации кадров;
- поиск и подбор работников, характеристики которых отвечают требованиям компании.
Управление маркетингом персонала
Маркетинг в области управления персоналом является видом деятельности, который направлен на удовлетворение запросов компании в сфере подбора и обучения кадров. Знание основ маркетинга персонала для специалистов и руководителей HR – подразделения – это ключевое условие эффективной деятельности любого предприятия.
Сущность маркетинга персонала состоит в обеспечении продаж рабочих мест претендентам и работника, на которые влияют возможности организации и желание сотрудников работать в ней.
Управление маркетингом персонала преследует следующие цели:
- определение расходов на привлечение и развитие сотрудников;
- выбор способов покрытия потребностей в кадрах;
- высвобождение персонала из производства;
- формирование и поддержание информационной сети в регионе, которая способствует определению спроса и предложения, уровня конкуренции на рынке труда, запросы и требования работодателей.
Маркетинговая деятельность в сфере персонала – это комплекс взаимосвязанных этапов:
- определение и оценка источников информации (проведение маркетинговых исследований рынка труда, анализ потребителей рабочей силы, оценка возможностей субъекта трудового рынка);
- анализ факторов внешней среды, влияющих на маркетинг персонала (оценка маркетинговой среды);
- разработка мероприятий (отбор целевых рынков, сегментирование рынка рабочей силы, прогнозирование спроса, позиционирование рабочей силы);
- создание маркетингового плана персона, его исполнение;
- оценка эффективности и корректировка.
Исследование рынка труда с позиции кадрового маркетинга
Рынок труда – это комплекс конкурентных связей между субъектами рынка (бизнес, работники и государство) по поводу рекрутинга и использования человека в общественном производстве.
Объектом купли-продажи на этом рынке является право использования рабочей силы, где предметом торговли считаются конкретные знания, умения и компетенции человека. Способности работника обмениваются на заработную плату.
Исследование рынка труда состоит из ряда последовательных стадий:
- постановка целей и задач;
- изучение структуры рынка труда;
- исследование конъюнктуры условий труда;
- сегментирование рынка занятости;
- позиционирование компании на рынке труда;
- разработка комплекса маркетинга;
- корректировка при реализации мероприятий.
Первый этап является ключевым, который позволяет ответить на вопросы: зачем проводить исследование, в какие сроки можно получить интересующую информацию, ее стоимость, кто будет исполнителем. Формулирование целей и задач – это прерогатива заказчиков исследования (руководители компаний и отделов персонала, руководители государственных органов).
Суть исследования структуры рынка труда – это получение системной информации о рынке труда. На данном этапе определяются источники информации, изучается структура занятости, проводится оценка привлекательности отраслей. Используются такие методы, как SWOT-анализ, бенчмаркинг и др., которые позволяют выявить конкурентные преимущества выработать решения для эффективной борьбы за персонал. Рыночная конъюнктура влияет на изменение спроса и предложения на рынке труда, а также качественных характеристик (квалификация, способности, умения и знания) персонала и условий труда в организациях – участниках рыночных компании. Критерием привлекательности отрасли является уровень средней заработной платы.
Изучение конъюнктуры условий занятости включает в себя анализ спроса и предложения. Существует прямая зависимость между условиями труда в компании и требованиями к работникам. Исследование спроса и предложения проводится на основе изучения вакансий и резюме на специализированных сайтах.
Сегментирование рынка труда – это многофакторное разделение рынка, где компании являются потребителями рабочей силы и предлагают рынку (соискателям) свои условия труда. Сегментация позволяет предприятию определить занимаемую нишу и позиции конкурирующих фирм, выявить целевые рынки и улучшить свои конкурентные преимущества.
Пятый этап процесса изучения рынка труда – позиционирование – это продолжения предыдущей стадии. Требуется определить конкурентные преимущества из определенной массы информации об условиях занятости для обеспечения привлекательности компании как работодателя. Позиционирование состоит из последовательности действий по выявлению и оценки конкурентных преимуществ и выбора предпочтений потребителей, что закладывается в дальнейшем в разработку комплекса маркетинга.
Комплекс маркетинга, разрабатывай в результате исследования рынка труда включает:
- товарный комплекс условий занятости в компании;
- ценовой комплекс;
- разработка системы продвижения и распределения.
На решения, которые принимаются в рамках компонентов маркетинга-микс, влияет позиционирование отдельных элементов блоков условий занятости.
Последний этап позволяет выявить пробелы и оценить результат с запланированными этапами. Если выявляются несоответствия, то добавляются новые мероприятия также с указанием сроков исполнения и ожидаемыми результатами.
Данный процесс должен способствовать достижению главной цели маркетинга персонала компании, которая состоит в создании условий для привлечения наиболее профессиональных работников с рынка труда на основе качественного отбора кадров, удержания и развития ценных сотрудников.