Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Маркетинг на рынке ценных бумаг

Все предметы / Маркетинг / Маркетинг на рынке ценных бумаг

Сущность маркетинга на рынке ценных бумаг

Определение 1

Маркетинг на рынке ценных бумаг – это маркетинг, реализуемый на фондовом рынке и обусловленный его спецификой.

Замечание 1

Иначе маркетинг на рынке ценных бумаг может быть определен как товарно-дифференцированный целевой маркетинг, предметом которого выступают ценные бумаги.

Фондовый рынок или рынок ценных бумаг (сокращенно – РЦБ) является составной частью финансового рынка, в рамках которой производятся операции купли-продажи ценных бумаг. К ценным бумагам относятся акции, облигации, векселя, сберегательные сертификаты, фьючерсы, опционы, варранты и пр. С точки зрения маркетинга РЦБ представлен совокупностью существующих и потенциальных покупателей особого рода товара – ценных бумаг или инвестиционных паев.

Маркетинг на рынке ценных бумаг имеет свою специфику, которая проявляется в сфере выполняемых им функций. К числу последних относятся анализ и прогнозирование фондового рынка, планирование и управление фондовыми операциями, ценообразование, реклама и продвижение ценных бумаг на фондовый рынок, формирование общественного мнения.

В конце концов, на рынке ценных бумаг роль маркетинга сводится к:

  • повышению конкурентоспособности конкретного вида ценных бумаг и отдельных эмитентов;
  • улучшению финансового положения хозяйствующих субъектов;
  • обеспечению финансовой устойчивости экономики; обеспечению сбалансированности между спросом и предложением;
  • развитию рыночной инфраструктуры;
  • изучению мотивации участников рынка ценных бумаг;
  • определению наиболее эффективных способов и каналов реализации.

Помимо прочего роль маркетинга на РЦБ опосредована оптимизацией фондовых операций.

Системы маркетинга на рынке ценных бумаг

На рынке ценных бумаг выделяют две системы маркетинга:

  • структурную систему;
  • методологическую систему.

Готовые работы на аналогичную тему

Система структурного типа включает в себя различные виды маркетинга. Основными из них считаются маркетинг, нацеленный на конкретную ценную бумагу, услугу или операцию, т.е. маркетинг эмитента. Как правило, для него характерно повышенное внимание к обеспечению рыночного продвижения ценных бумаг, а также составлению проспекта эмиссии.

Система методологического типа представлена маркетингом, ориентированным на потребителя. Иначе его также называют маркетингом инвестора. Для него характерно повышенное внимание к инвестиционным ожиданиям потенциальных покупателей.

Помимо прочего эксперты на рынке ценных бумаг выделяют так называемый смешанный вид маркетинга. Такой маркетинг одновременно нацелен как на потребителя, так и на продавца, т.е. на инвестора и эмитента. С практической точки зрения он является наиболее перспективным, поскольку учитывает и специфику рыночного предложения, и особенности спроса, а, значит, дает возможность сбалансировать их.

Базовые направления маркетинга на рынке ценных бумаг

Маркетинг, реализуемый в секторе рынка ценных бумаг, имеет определенные направления. В общем виде они представлены на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

Направления маркетинга на РЦБ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Направления маркетинга на РЦБ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прежде всего, маркетинг ориентирован на изучение фондового рынка и исследование спроса на ценные бумаги. Основу практической реализации данного направления составляют маркетинговые исследования. Они включают в себя оценку макросреды в стране, анализ рыночной ситуации в целом, анализ ситуации на РЦБ в отраслевом и региональном разрезе, анализ микросреды, а также непосредственно исследование спроса на рынке ценных бумаг.

С одной стороны, проведение маркетинговых исследований позволяет ответить на вопрос, стоит ли вкладывать средства в ценные бумаги или вести с ними какие-либо операции. С другой стороны, их результаты дают возможность оценить риски, с которыми сопряжена среда функционирования рынка ценных бумаг. В конце концов, проведение маркетинговых исследований фондового рынка и грамотная интерпретация их результатов позволяет обеспечить принятие хозяйствующим субъектом обоснованных экономических решений.

Не менее важным направлением маркетинга на рынке ценных бумаг выступает исследование потребителей. В роли последних могут выступать как институциональные инвесторы или профессиональные участники рынка, так и население (т.е. индивидуальные потребители-инвесторы).

Маркетинг, реализуемый на фондовом рынке, тесно связан с необходимостью разработки новых продуктов и услуг, а также требований к ним. Следует понимать, что ценные бумаги представляют собой продукты, имеющие множество модификаций, каждую из которых можно направить на удовлетворение интересов конкретной группы инвесторов. При этом модификации ценных бумаг и их товарная индивидуальность должны сочетаться с требованиями стандартности, т. е. соответствовать установленным образцам ценных бумаг, а также правилам их выпуска и обращения, определенных на законодательном уровне. В конце концов, разработка новых продуктов должна формировать такие комбинации доходности, динамики курсовой стоимости и определенного уровня риска, которые, применительно к определенным ценным бумагам, были бы способны удовлетворить потребительские ожидания той или иной группы инвесторов.

Несомненно, маркетинговая деятельность связана с реализацией ценовой политики. На рынке ценных бумаг сложность ценообразования определяется особенностями установления цен на ценные бумаги. К числу последних относятся низкая эластичность спроса, неустойчивость курсов ценных бумаг и их рыночная фиксация, двойственность цены и пакетирование котировок, а также наличие товаров – прямых заменителей ценных бумаг, являющихся объектом инвестиций.

Помимо прочего на рынке ценных бумаг маркетинг связан с формированием и совершенствованием системы поставки ценных бумаг и услуг на рынок. Прежде всего, операторы РЦБ должны ориентироваться на обслуживание всего жизненного цикла ценной бумаги, а также сопровождать ее движения, начиная от момента выпуска и заканчивая моментом изъятия из обращения.

Наконец, речь идет о необходимости осуществления коммуникационной политики на фондовом рынке. Особое значение здесь, как правило, придается рекламе, принимающей различные формы. Важную роль при этом играет достоверность информации.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис