Инвестиционная деятельность кредитных организаций может продемонстрировать гораздо большую эффективность при совместной разработке маркетинговой и инвестиционной банковской стратегии.
Данная целесообразность проявляется в следующем:
С помощью объединения в разработке маркетинговой и инвестиционной банковских стратегий, возможно, решить следующие проблемы:постоянное повышение банками расходов на проведение маркетинга и контролирование результатов инвестиционных процессов; сложности в интеграции привлечения клиентов при усложнении процесса маркетинговой деятельности.
Благодаря объединению разработки этих стратегий появляется возможность глубокого изучения процесса формирования портфельных инвестиций и их использование в разных инвестиционных направлениях (ипотека, вложения в долгосрочные долговые ценные бумаги и т.д.).
Инвестиционная и маркетинговая банковские стратегии преследуют цели вооружения специалистов по инвестициям современными знаниями, которые касаются инвестиций в области научных, инновационных и рыночно¬ практических знаний.
Возможно содействие таким важным процессам, как активизация инвестиционных и инновационных процессов, подъем конкурентоспособного потенциала банков и вывод их на передовые позиции на мировой инвестиционный рынок. С помощью инвестиционного маркетинга банки смогут добиться максимизации прибыли.
Маркетинговая стратегия кредитной организации – это определение стратегических рыночных целей и путей их достижения, которые включают разработку соответствующих рыночных банковских политик.
Цели маркетинговой стратегии банка состоят в следующие: достижение максимально возможного высокого потребления; достижение максимальной потребительской удовлетворенности; предоставление максимально широкого выбора; максимальное повышение качества жизни (рисунок 1).
Рисунок 1. Основные цели маркетинговой стратегии банка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В более упрощенном, практическом аспекте основные цели банковской маркетинговой стратегии можно сформулировать следующим образом:
Развитие по этим направлениям оказывает непосредственное влияние на успешное управление кредитной организацией, приводит к тесному взаимодействию маркетинга и менеджмента.
Существует несколько методов формирования банковской маркетинговой стратегии:
Банковская маркетинговая стратегия необходима для изучения возможностей привлечения ресурсов, потребностей клиентов, потенциальных изменений в деятельности конкретного банка для достижения поставленных целей. Она направлена на поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учётом реальных потребностей клиентов.
Другими словами, банковская маркетинговая стратегия представляет собой рыночную стратегию по созданию, продви¬жению и сбыту банковских продуктов (услуг).
Сущность банковской маркетинговой стратегии приведена на рис. 2.
Рисунок 2. Сущность банковской маркетинговой стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важнейший элемент инвестиционной политики кредитной организации – это разработка стратегических и тактических направлений по управлению финансовым портфелем, который включает такую составляющую, как инвестиционный портфель.
Мировая банковская практика знает два вида инвестиционной стратегии - пассивную и агрессивную.
Пассивная, так называемая выжидательная, которая реализуется в виде рациональной инвестиционной политики кредитных учреждений при использовании определённой структуры сроков погашения долговых обязательств, находящихся в этих портфелях. То есть поддерживается ступенчатая структура ценных бумаг. При этом разные типы инвестиционной политики кредитных организаций могут представлять пассивную стратегию;
Агрессивная инвестиционная стратегия или стратегия, направленная на максимизацию использования благоприятных возможностей рынка ценных бумаг. В ней происходит поддержание крупных банков, которые имеют большие инвестиционные портфели и которые стремятся к получению максимальной доходности от вложений. Активная стратегия использует методы предполагающие манипуляцию кривой доходности и операций своп с ценными бумагами.
Инвестиционной стратегией предусматривается система долгосрочных целей инвестиционной деятельности кредитных организаций, которая определяет задачи ее развития и инвестиционную идеологию, а также выбор наиболее эффективных путей достижения решений.
Формируя инвестиционную стратегию, банк довольно долго и сложно проводит творческий процесс управления этим процессом. Сложность заключена в том, что создавая инвестиционную стратегию необходимо вести обширный поиск и оценку альтернативных путей инвестиционных решений, которые удовлетворили бы в полной мере цели и задачи развития банка. Также определенную сложность в формировании инвестиционной стратегии создаёт и то, что она постоянно меняется, требуется периодическая корректировка с учётом изменяющихся внешних факторов и перспектив развития кредитной организации. На рисунке 3 пошагово приведено формирование банковской инвестиционной стратегии.
Рисунок 3. Формирование банковской инвестиционной стратегии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В рамках банковского инвестирования общепринято выявлять несколько последовательных этапов:
С выбора инвестиционной стратегии кредитная организация начинает исходный и самый важный шаг, который определяет все последующие стадии инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг.
Выделяются следующие виды стратегии управления инвестиционным портфелем: стратегия постоянной стоимости; стратегии постоянных или плавающих пропорций.