Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Функции банковского маркетинга

Все предметы / Маркетинг / Банковский маркетинг / Функции банковского маркетинга

Основные функции маркетинга в банковской сфере

Для реализации основных целей и задач маркетинга в банке следует выполнить ряд функций. Выделяют следующие функции банковского маркетинга:

  1. исследование спроса на рынке, его сегментов, которые представляют интерес для банков;
  2. анализ кредитоспособности клиентов;
  3. оценка процентной политики банка;
  4. расширение активных и пассивных операций банка;
  5. разработка системы планирования;
  6. рекламная деятельность;
  7. управление персоналом;
  8. организация обслуживания клиентов.
Замечание 1

Важной функцией маркетинга не только в банковской сфере является аналитическая функция – маркетинговые исследования. Они охватывают весь процесс маркетинга от поиска новых идей и видов продуктов и услуг до их применения клиентами банка.

Маркетинговые исследования охватывают все виды и направления деятельности маркетинга в банках. Это непосредственно сама банковская продукция, вкладчики, финансовые рынки, отделения банков, реклама и т.д.

Маркетинговое исследование включает в себя:

  • изучение поведения потенциальных и существующих клиентов банка, а также конкурирующих банков на рынке;
  • анализ потенциала финансового рынка;
  • изучение банковских продуктов и услуг по привлекательности и качеству;
  • оценка информации о сбыте банковской продукции;
  • исследование конкурентов;
  • выбор наиболее благоприятной рыночной ниши для ведения деятельности.

Эффективный банковский маркетинг невозможен без сегментирования и позиционирования.

Определение 1

Сегментирование финансового рынка – это разделение рынка на четкие группы клиентов по различным признакам.

Позиционирование банковских продуктов и услуг предполагает действия по обеспечению конкурентоспособности банковского продукта или услуги на финансовом рынке.

Готовые работы на аналогичную тему

В итоге банковский маркетинг направлен на создание новой банковской продукции и формирование рынка банковских услуг и продуктов, удержание и расширение рыночной доли. Это влияет на объем деятельности банка, уровень рентабельности, прибыли и другие финансовые показатели.

Основные функции маркетинга преобразуются в функциональные обязанности по каждому направлению деятельности. В структуру маркетингового подразделения банка входят:

  • рыночные исследования (социально-экономический мониторинг, анализ конкурентной среды);
  • разработка новых услуг (услуги для корпоративного рынка, услуги для розничного рынка);
  • реклама (планирование рекламы).

Комплекс банковского маркетинга

Под комплексом банковского маркетинга понимают совокупность инструментов, которые воздействуют на объекты управления финансовым рынком.

Это такие средства или инструменты как:

  • продукты и услуги;
  • цена (процентные ставки, тарифы на обслуживания и т.д.);
  • методы распространения (сеть подразделений и филиалов банка);
  • методы продвижения.
Замечание 2

Успех в конкурентной борьбе определяется качеством обслуживания клиентов на насыщенном рынке банковских продуктов и услуг. Товарная политика банка заключается в планировании ассортимента услуг, определение и изменение качества, структуры предлагаемых услуг, а также объема их предложения.

Банковские услуги представляют собой основные направления деятельности банковской организации:

  • инвестиционный бизнес (брокерские услуги, консалтинговые услуги, депозитарные услуги);
  • корпоративный бизнес (эквайринг, кредитование юридических лиц, рассчетно-кассовое обслуживание, зарплатные проекты);
  • розничный бизнес (депозитарное обслуживание, расчетное обслуживание, кредитование физических лиц).

Ценовая политика банка – это установление цен на различные банковские продукты и возможное их изменение в соответствии с изменением ситуации на финансовом рынке.

Элементами ценовой политики являются:

  1. тарифы;
  2. процентные ставки;
  3. минимальный размер вклада;
  4. премии;
  5. скидки;
  6. комиссионные.

Руководство банка может выбрать одну или несколько ценовых стратегий в зависимости от рейтинга банка, конъюнктуры рынка (условий вероятного кризиса, стагнации или экономического роста), величины рынка, находящегося под контролем.

Ценовая политика банка направлена на то, чтобы приносить достаточный доход и покрывать расходы.

Система распространения или сбыта банковских продуктов и услуг – это организация деятельности банка по реализации банковской продукции на рынке. Это осуществляется через пункты (подразделения, филиалы), где банковский персонал контактирует непосредственно с потенциальными и реальными клиентами.

Политика продвижения или коммуникационная политика включает средства и методы создания информационного воздействия банка на текущих и потенциальных клиентов. Основными инструментами банковского маркетинга являются реклама, стимулирование сбыта, личная продажа и связи с общественностью.

Процесс банковского маркетинга

Процесс банковского маркетинга состоит из следующих этапов:

  1. изучение потребностей клиентов конкретных банковских продуктов и услуг;
  2. комплексное маркетинговое исследование;
  3. исследование возможностей текущей и перспективной реализации маркетинга в банке;
  4. маркетинговое планирование;
  5. планирование жизненного цикла нового продукта или услуги;
  6. организация работы структурных подразделений банка;
  7. рекламная деятельность.

Процесс маркетинга в банковской сфере начинается с изучения потребностей покупки каждого продукта, услуги или операции. Далее осуществляется комплексное исследование рынка реализации банковской продукции. Такое изучение проводится по каждому сектору и финансовому активу. Цель маркетингового исследования – это определение спроса и будущего совершенствования банковской продукции.

Полученная и проанализированная информация кладется в основу плана банковского маркетинга. Далее формируется план тактических действий, жизненный цикл банковских новинок и рекламных мероприятий.

Принцип работы структурных подразделений банков – это создание удобства для своих клиентов, т.е. оптимальный режим работы, местоположение, отношение и профессионализм персонала.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Владислав Александрович Андрюшин

Эксперт по предмету «Маркетинг»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис