Понятие маркетинга
Маркетинг определяется как вид деятельности, который направлен на удовлетворение нужд потребностей с помощью обмена товарами или услугами. Основная идея маркетинга – не получение коммерческой прибыли, а удовлетворение потребностей человека (безопасность, тепло, пища, общение, самовыражение, знания и т.д.). Ресурсы для удовлетворения потребностей всегда ограничены. Поэтому каждый человек выбирает те типы товаров или услуг, которые могут обеспечить наибольшее удовлетворение потребностей в рамках финансовых возможностей человека. Потребность, которая подкрепляется покупательской способностью, образует спрос. Маркетинг занимается исследованием спроса и его управлением.
Управление спросом происходит на основе исследования образа мышления людей, которые приобретают для себя товар или услугу. При принятии решений в сфере маркетинга менеджер смотрит на работу организации с точки зрения потребителя. Поэтому каждое решение должно отвечать желаниям и нуждам потребителей.
В процессе маркетингового управления в организации четко выделяются четыре элемента:
- Действия в сфере управления (прогнозирование спроса, определение целей организации, планирование, выпуск товаров, удовлетворение спроса, оценка степени удовлетворения потребителей).
- Управляемые составляющие маркетинга в организации (продукция, услуга, их цены, система реализации, продвижение и реклама).
- Объекты, с помощью которых достигается удовлетворение спроса (товар, организация, идея, персонал, поставщики ресурсов, территория производства, территория сбыта).
- Методы удовлетворения спроса (процесс обмена товаров или услуг).
К основным типам маркетинговой деятельности в организации относят:
- исследования различного типа (потребителей, свойств товара, цен, конкурентов, рынка в целом);
- планирование;
- ценовую политику;
- разработку и дизайн упаковки товара;
- маркетинговые коммуникации (реклама, промоушн, паблик рилейшнз);
- систему сбыта;
- систему распределения продукции по точкам сбыта;
- послепродажное обслуживание, сервис, гарантии.
Цели и задачи маркетинга в организации
Общие цели маркетинга в организации выглядят следующим образом:
- увеличить потребление товара или услуги до максимума;
- достичь высокого уровня удовлетворения потребителей;
- предоставить широкий выбор товаров или услуг;
- улучшение качества жизни потребителей.
Для управленческой деятельности цели маркетинга должны быть более конкретными, например:
- увеличить доход;
- увеличить объемы продаж продукции или услуги;
- увеличить долю рынка;
- создать позитивный имидж организации;
- укрепить известность организации и продукции.
Задачи маркетинга в организации:
- Исследовать потребности покупателей, провести их анализ и оценку. В исследования включают как текущих покупателей, так и потенциальных (в тех областях рынка, в которых организация заинтересована).
- Обеспечение разработки новых товаров и услуг маркетинговыми методами.
- Анализ, оценка состояния рынка, прогнозирование его развития, включая конкурентный анализ. Исследуются как текущие рынки, так и потенциальные, в которых заинтересована организация.
- Формирование стратегии поведения организации в области маркетинга.
- Разработка ассортимента и политики его производства и подачи.
- Составление цен на продукцию, участие в ценовой политике организации.
- Разработка политики сбыта продукции.
- Организация коммуникаций в области маркетинга.
- Организация и обеспечение сервисного обслуживания потребителей.
Принципы маркетинговой деятельности
- Научная обоснованность исследований рынка, производственного и сбытового потенциала организации.
- Сегментация рынка. Организация выделят определенную группу потребителей со схожими свойствами, по отношению к которой будет проводиться исследование рынка.
- Гибкость реакции производства и системы сбыта. Предполагает оперативную реакцию на изменения внешней среды.
- Ориентация на инновации. Организация постоянно улучшает методы работы с потребителями, ищет способы улучшить товар, разрабатывает новые технологии, ищет новые рынки, каналы рекламы и товародвижения, методы сбыта.
- Планирование. В организации строятся производственные программы, планы по сбыту, которые основаны на четких данных, полученных в результате исследований рынка.
Таким образом, маркетинг включает в себя комплекс экономических, социальных, управленческих и технологических процессов, которые опираются на четкие количественные и качественные показатели. Управление организацией на основе маркетинговых инструментов помогает наладить работу на непрерывной, гибкой и динамичной основе. Это помогает организации выживать в условиях меняющейся внешней среды. При управлении с помощью инструментов маркетинга можно определить перспективные направления деятельности, улучшить конкурентную позицию при минимальных затратах ресурсов.