Понятие и принципы социально-этичного маркетинга
Основной принцип маркетинга – удовлетворение потребности большого числа потенциальных потребителей через убеждение в необходимости и выгодности приобретения того или иного товара/услуги.
Особое значение в системе маркетинговых коммуникаций занимает формирование имиджа и репутации компании в глазах общественности. Это может быть одним из признаков надежности и общественной полезности производимых товаров.
По мере развития компании и расширения потенциальных и реальных клиентов фактор общественного признания повышает свою значимость. И наоборот серьезный ущерб, и вред могут нанести сведения о том, что деятельность компании ухудшает качество жизни людей.
Для создания и укрепления положительной репутации предприятия в 1971 году создали социально-этичный маркетинг.
Социально-этичный маркетинг – это взаимодействие компании с ее целевой аудиторией, контрагентами, общественными организациями, которое основано на признании организацией своей социальной ответственности.
Это направление предполагает повышение ценности компании в глазах общественности и персонала, что приводит к повышению объемов продаж, лояльности клиентов, эффективности труда. Это говорит о том, что такая стратегия предполагает получение коммерческой выгоды.
Принципы социально-этичного маркетинга:
- цель компании – удовлетворение целесообразных, правильных потребностей потребителей в соответствии с гуманными интересами общества;
- компании положено заниматься регулярным изучением и поиском возможностей производства новой продукции, наиболее полно удовлетворяющей потребности потребителей и учитывающей их идеи по ее усовершенствованию;
- компании не должны производить и реализовывать товары, которые противоречат интересам потребителей, обществу и могут причинить им вред или ущерб;
- потребители должны поддерживать те компании, которые заботятся об удовлетворении правильных потребностей платежеспособных потребителей;
- потребители, которые заботятся о своем качестве жизни, не приобретают товары у компаний, использующих экологически «нечистые» технологии при производстве продукции;
- организации должны разрабатывать и выполнять программы социально-экономического развития, приносящие пользу не только самой компании, но и городу или региону.
Сущность, цель и особенности концепции социально-этичного маркетинга
В современных условиях актуальной парадигмой является концепция социально-этичного маркетинга. Проблемы истощения природных ресурсов, ухудшения экологической обстановки, рост разрыва между благосостоянием богатого и бедного населения и др. приводят к необходимости учитывать их в деятельности компании.
Сущность концепции социально-этичность маркетинга состоит в том, что организации создают ценности для потребителей такими способами, которые повышают уровень жизни не только их клиентов, но и всего общества.
Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности трех факторов:
- прибыль;
- потребности потребителей;
- интересы общества.
Главное отличие данной концепции от других состоит в том, что компания, удовлетворяющая потребности и запросы потребителей, обязана действовать с учетом создания долговременного блага для общества в том числе. От этого напрямую зависит положительный имидж организации и конкурентоспособность на рынке.
Цель классического маркетинга – донести товар или услугу до потребителя, вызвать интерес и побудить к покупке.
Цели концепции социально-этичного маркетинга более широкие, так как включают еще и идеологические факторы. Компания должна удовлетворять потребности потребителей так, чтобы в результате общество получило пользу в виде охраны окружающей среды, сбережения природных ресурсов и т. п.
Когда компания применяет эту концепцию, акцент делается на конкретные слои населения, оценивается мнение общественности о товаре и обществу показывается, что ядром деятельности являются не финансовые результаты, а люди и их потребности.
Характерные черты концепции социально-этичного маркетинга:
- условия формирования: энергетический, экологический, технологический и др. кризисы вызвали проблемы дефицита природных ресурсов, быстрого роста населения и загрязнения окружающей среды;
- товар пользуется спросом не только из-за высокого качества, но и соответствия требованиям безопасности, предприятие-производитель не наносит вред окружающей среде;
- ориентация на пользу и безопасность товаров для общества.
Применение концепции социально-этичного маркетинга
Принципам концепции социально-этичного маркетинга следуют многие компании, в особенности крупного бизнеса, которые заботятся о своей репутации и не хотят потерять лояльных потребителей. Данная парадигма нашла свое применение изначально в странах с развитой экономикой, которые отошли от массовой ориентации на маркетинг.
Использование концепции социально-этичного маркетинга заключается в следующих положениях:
- помимо потребностей потребителей существуют интересы общества, которые осознают и принимают покупатели;
- на успех компании на рынке влияет общественное мнение, которое создается на основе отношения организации к интересам общества;
- потребители отдают предпочтение товарам предприятий, которые учитывают интересы общества при их производстве.
Данная концепция предполагает ситуации, когда очень большая конкуренция на рынке, а усилия разных компаний в сфере маркетинга располагаются на одном уровне. Поэтому конкурентное преимущество приобретает та организация, которая предложит наилучший вариант рынку с учетом потребностей потребителей и интересов общества.
Мало только удовлетворять потребности и желания потребителей и общества, необходимо постоянно исследовать возможности создания новых товаров, отказываться от тех, которые противоречат интересам потребителей и разрабатывать социальные программы для развития не только своего предприятия, но и региона в целом.