Сущность конкурентоспособности и ее составляющие
Конкурентоспособность – это способность объекта, будь то товар, предприятие или отдельно взятая личность, удовлетворять потребности рынка более эффективно, нежели конкуренты.
Иначе конкурентоспособность может быть определена как способность опережать других за счет использования своих преимуществ при достижении поставленной цели. На сегодняшний день она выступает одной из наиболее значимых интегральных характеристик, при помощи которых оценивается эффективность коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов. С точки зрения маркетинга конкурентоспособность выступает оплотом рыночной борьбы за потребителя. Компания, обладающая высоким уровнем конкурентоспособности, имеет весьма неплохие перспективы развития и наоборот, фирмам и/или товарам с низким уровнем конкурентоспособности крайне тяжело выжить в условиях высоко конкурентного рынка.
Говоря о конкурентоспособности, не стоит забывать ее относительный характер. Это означает, что оценить конкурентоспособность можно лишь путем сравнения. Чаще всего конкурентоспособность компании, продукта или территории сравнивают с конкурентами. Также за основу сравнения может быть взят эталонный уровень конкурентоспособности объекта.
Понятие конкурентоспособности весьма обширно, а потому может быть применено к различного рода объектам (рисунок 1).
Рисунок 1. Базовые разновидности конкурентоспособности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В маркетинге чаще всего речь идет о конкурентоспособности товаров и услуг, организационной и территориальной конкурентоспособности. В основе всех этих видов конкурентоспособности лежит наличие у объекта определенных конкурентных преимуществ, выгодно отличающих его от прочих игроков рынка.
Вне зависимости от видовой принадлежности конкурентоспособность всегда определяется множеством факторов, подлежащих множественной классификации по различным основаниям, будь то их характер, механизм возникновения, степень специализации и пр. Так или иначе, вся их совокупность условно может быть подразделена на две большие группы – внешние и внутренние факторы. Первые определяются спецификой внешнего макро- и микро- окружения, а вторые формируются сами объектом. Одним из важнейших внутренних факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность, является маркетинг, уровень его развития и эффективность использования.
Основы маркетинга
С одной стороны, под маркетингом многие понимают своеобразную политику организации, ориентированную на рынок, хорошо к нему адаптирующуюся, гибко реагирующую на изменения, на нем происходящие и способную претворять в жизнь инновации. С другой стороны, маркетинг соотносят с совокупностью процессов, нацеленных на создание, продвижение и предоставление продукта покупателям и управление взаимоотношениями с ними. В общем смысле маркетинг может быть определен в качестве деятельности фирмы, связанной непосредственно с удовлетворением потребностей рынка. Иначе говоря, это деятельность, непосредственно связанная с формированием и удовлетворением человеческих потребностей путем обмена.
Роль маркетинга в деятельности современных компаний весьма обширна, без нее успех рыночного функционирования в долгосрочной перспективе попросту невозможен. Сам по себе маркетинг выполняет множество функций. Основными из них считаются аналитическая, продуктово-производственная, формирующая, сбытовая и контрольно-управленческая.
Основной целью маркетинга считается обеспечение максимизации объемов сбыта и получаемой достаточной прибыли за счет как можно лучшего удовлетворения потребительских желаний и предпочтений. Достижение этой цели обеспечивается посредством решения целого спектра задач, связанных с:
- исследованием рынка и его участников,
- формированием и реализацией ассортиментной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политик,
- обеспечением сервисного обслуживания и пр.
В системе управления организацией маркетинг подлежит планированию, реализации и контролю. Планирование маркетинга подразделяется на стратегическое и тактическое. В основе практической реализации маркетинга лежит использование различных маркетинговых инструментов, таких как продукт, цена, сбыт и коммуникации. Среди последних особую роль играют реклама и стимулирование сбыта. Контроль маркетинга предполагает необходимость мониторинга маркетинговой деятельности и оценки ее эффективности.
Особое место маркетинг занимает в управлении конкурентоспособностью организации и продукта.
Оценка роли маркетинга в повышении конкурентоспособности
Конкурентоспособность представляет собой комплексную характеристику и определяется множеством факторов внутреннего и внешнего порядка. Одним из внутренних факторов, обеспечивающих конкурентоспособность организации или продукта, выступает их конкурентоспособность. Прежде всего она характеризует способность фирмы и/или ее продукции наилучшим образом удовлетворять текущие потребности клиентов, а, значит, и их удовлетворенность. Чем выше уровень удовлетворенности потребителей продукцией конкретной фирмы, тем выше, при прочих равных условиях, конкурентоспособность последней и наоборот.
Высокоэффективный, грамотно выстроенный маркетинг обеспечивает конкурентоспособность фирмы, выполняя следующие функции:
- проведение комплексного исследования рынка и его составляющих;
- планирование товарного ассортимента, включая определение количества и качества продукта, а также сроков его изготовления;
- планирование и управление ценовой политикой;
- распределение продукции на потребительских и географических сегментах рынка;
- обеспечение рыночного продвижения посредством рекламы, стимулирования сбыта, пропаганды и личных продаж.
В конце концов, именно маркетинг посредством реализации своей аналитической функции позволяет изучать потребителей и конкурентов и совершенствовать маркетинг-микс в целях лучшего удовлетворения потребностей первых и обыгрывания вторых.