Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Исследование потребительского рынка услуг сотовой связи

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Маркетинг / Исследование потребительского рынка услуг сотовой связи
Исследование потребительского рынка услуг сотовой связи

Общая характеристика рынка услуг сотовой связи

Определение 1

Услуги сотовой связи - это услуги, предоставляемые мобильными операторами.

На сегодняшний день рынок услуг сотовой связи считается одним из наиболее динамично развивающихся во всем мире. Причин тому довольно много. Одна из них заключается в непрерывном процессе совершенствования уже существующих и появления новых технологий, позволяющих повышать качество связи и снижать стоимость услуг. Ежегодно в отрасли появляются новые продукты, которые становятся доступны широким слоям населения и активно пользуются спросом среди них.

В настоящее время рынок услуг сотовой связи является высоко конкурентным; между сотовыми компаниями ведется острая борьба за конкурентов. Одновременно с развитием технологий конкуренция между сотовыми операторами сместилась в несколько другую плоскость, а именно – перестала быть исключительно конкуренцией качества покрытия или стоимости услуг мобильной связи. Сегодня мобильный телефон выполняет множество различных функций, а не является просто телефонным аппаратом. У него появляются новые функции, операторы предлагают рынку все новые услуги. Доля операторов от оказания дополнительных услуг непрерывно растет.

На сегодняшний день на российском рынке услуг сотовой связи можно выделить ряд крупнейших компаний, бесспорно занимающих лидирующие позиции в отрасли. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Отраслевые лидеры в сфере оказания услуг сотовой связи на российском рынке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Отраслевые лидеры в сфере оказания услуг сотовой связи на российском рынке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Непосредственно на долю трех выше названных компаний приходится наибольшая доля современного рынка сотовой вязи в России. Соответственно, именно они удовлетворяют большую часть потребительского спроса. В отдельных регионах страны есть свои лидеры.

Современные тенденции развития потребительского рынка услуг сотовой связи

На протяжении многих лет рынок услуг сотовой связи активно развивался. Долгое время сегмент выступал основным драйвером роста российского рынка телекоммуникационных услуг. Этому способствовал целый ряд факторов. Наиболее значимыми среди них можно считать:

  • активное развитие операторами сетей связи;
  • уменьшение стоимости услуг сотовой связи;
  • рост потребительской активности.

В результате рынок услуг сотовой связи стал относительно близок к насыщению по числу абонентов. В то же время доходы от одного нового пользователя стали снижаться, так как приток клиентов на рынок мобильной связи стал обеспечиваться преимущественно за счет населения с относительно низким среднедушевым доходом. В подобного рода условиях высокую значимость приобрели увеличение голосового трафика и использование не голосовых сервисов.

В настоящее время российский рынок услуг сотовой связи переживает непростые времена. С одной стороны он характеризуется высоким уровнем конкуренции, растущими требованиями и ожиданиями со стороны потребителей. С другой стороны, он точно также, как и другие отрасли экономики, подвержен кризисным явлениям. В условиях пандемии рынок услуг сотовой связи существенно просел. По оценкам экспертов кризис уже обошелся российским операторам сотовой связи более чем в 30 млрд. руб. В эту сумму входят как прямые убытки от потери роуминга и ограничений в работе розницы, так и непредвиденные затраты, связанные с увеличением мощностей сетей, переводом сотрудников на удаленную работу, запуском специальных предложений для поддержки клиентов и предоставлением бесплатного доступа к социально значимым ресурсам.

Одной из важнейших задач современного российского рынка услуг сотовой связи считается сокращение «цифрового неравенства». По-прежнему в России существует немало населенных пунктов, которые не имеют стабильного доступа к услугам мобильных операторов. Не менее важное значение среди сотовых операторов отводится оптимизации уже существующих сетей и их адаптации к постоянно растущим объемам трафика.

В борьбе за потребителей операторы также продолжают развивать дополнительные сервисы, такие, например, как облачные услуги. Появляются новые решения и в сфере оптимизации получения потребителями развлекательного контента по модели оформления платных подписок. В условиях ярко выраженного роста пользователей данных интернет-площадок предполагается, что в ближайшем будущем количество подобного рода сервисов увеличится. В то же время для современного рынка услуг сотовой связи характерен рост внимания к вопросам кибербезопасности и снижения рисков интернет-мошенничества.

К числу ключевых трендов развития рынка сотовой связи на ближайшие несколько лет эксперты относят:

  • расширение использования интернета вещей;
  • интеграцию телеком-операторов в ИТ-холдинги;
  • запуск технологии 5G.

В целом одним из важнейших направлений развития потребительского рынка услуг сотовой связи считается создание высокотехнологичных продуктов с использованием больших данных, передовых технологий, дополненной реальности, искусственного интеллекта, блокчейна и пр.

Анализ потребительских предпочтений на рынке услуг сотовой связи в России

В сложившихся условиях залогом успешного развития сотовых компаний является глубокое понимание своих потребителей, их нужд, потребностей, запросов и ожиданий, а также их способность наилучшим в сравнении с конкурентами способом удовлетворять потребности рынка. Для этого необходимо, прежде всего, тщательно изучить самих потребителей. В этом нам поможет такой инструмент как маркетинговые исследования.

Анализ множественной вторичной информации, представленной в открытом доступе, позволяет сделать вывод о том, что определяющими факторами потребительского выбора в пользу того или иного оператора сотовой связи выступают:

  • качество предоставляемых услуг;
  • стоимость обслуживания и тарифные планы;
  • ассортимент предлагаемых продуктовых решений.

Для многих потребителей важно, чтобы сотовый оператор предлагал «выгодные» пакетные тарифы, включающие в себя безлимитные интернет-трафик и определенное количество условно бесплатных минут звонков и смс-сообщений.

Еще одной характерной особенностью на рынке услуг сотовой связи выступает лояльность клиентов. Как правило, потребители в большинстве случаев предпочитаю не менять мобильного оператора. В виду этого большое внимание в последние годы уделяется вопросам проработки репутации мобильных операторов и развитию потребительской лояльности к ним.