Понятие и сущность маркетинговых исследований в Интернете
Маркетинговые исследования в Интернете – это исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно-аналитических потребностей маркетинга, осуществляемая с использованием Интернет-технологий.
Проведение маркетинговых исследований в Интернете связано с систематизированным сбором, обработкой, накоплением и анализом данных, характеризующих внешнюю среду маркетинга – тенденции развития рынка, потребителей, конкурентов, поставщиков и пр. по большому счету это та функция, которая связывает компанию с рынком посредством информации, добываемой из Интернет-источников.
На сегодняшний день Интернет по праву можно считать одной их важнейших площадок, используемых для проведения маркетинговых исследований. Прежде всего, столь значимая роль Интернет-среды определяется количеством ее пользователей. Как показывает практика, сегодня аудитория большей части компаний, реализующих свою продукцию посредством рыночного механизма, активно пользуется Интернетом. Соответственно учет их требований, ожиданий, удовлетворенности также производится в сети Интернет.
Маркетинговые исследования в Интернете предполагают необходимость последовательного прохождения определённых стадий. В общем виде они отражены на рисунке 1.
Рисунок 1. Этапы проведения маркетинговых исследований в Интернете. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Таким образом, сначала проводится целеполагание и определяются задачи, которые необходимо решить в процессе проведения маркетингового исследования в интернете. Затем разрабатывается план его проведения. На этом подготовительные этапы заканчиваются и осуществляется переход к практическому сбору информации, ее последующей обработке и анализу. Завершающим этапом выступает оформление и представление результатов проведенного исследования.
Особенности организации и проведения маркетинговых исследований в Интернете
Сами по себе маркетинговые исследования, проводимые в Интернете, имеют ряд специфических особенностей. Основными из них считаются:
- использование в качестве основного инструмента «онлайн-панелей»;
- специфичность используемых методов сбора данных и источников их получения.
Онлайн-панели представляют собой сообщество респондентов, давших согласие на регулярное участие в маркетинговых исследованиях. Сегодня они делятся на три типа: потребительские, бизнес-панели и специализированные панели. К последним относится публика, занятая в определенной сфере, например, медицинские работники или работники сферы образования.
Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований в Интернете различаются в зависимости от вида исследований, которые могут быть первичными или вторичными. В первом случае для бора данных используются такие методы, как онлайн-опросы, интервью, фокус-группы, эксперименты и наблюдение. Во втором случае на первый план выходит использование методов поиска необходимой информации в сети Интернет. Для этого чаще всего используются поисковые системы и каталоги.
Наибольшую популярность при проведении маркетинговых исследований в Интернете получили опросы, интервью и фокус-группы.
Рассмотрим их более подробно.
Одним из наиболее популярных и широко распространенных методов маркетинговых исследований в Интернете считаются интернет-опросы, проводимые посредством анкетирования пользователей. Они принимают различные формы, будь то почтовые рассылки, ориентированные на определенную категорию потребителей того или иного продукта, опросы на сайтах компании и пр. Особую популярность в последние годы приобретают компании, располагающие собственными базами респондентов и организующие маркетинговые исследования по запросу заказчиков.
Интервью, используемые при проведении маркетинговых исследований в Интернете, по своему формату отчасти схожи с проведением онлайн-опросов, рассмотренных выше. Однако при их проведении респонденту в режиме онлайн предлагается в развернутом виде ответить на несколько вопросов. Для их проведения нередко используются онлайн чаты синхронного и асинхронного типа, то есть видео-чаты и чаты по электронной почте или другим программам.
Большой популярностью сегодня пользуются онлайн фокус-группы. Как показывает практика, при помощи Интернета проще найти требуемую для проведения исследования группу людей, отличающуюся определенными характеристиками. Кроме того, фокус-группы, проводимые в формате онлайн, в большинстве случаев, проходят психологически «свободнее», поскольку их участникам гораздо комфортнее находиться на своём месте. В этом случае их мнения и ответы выходят более откровенными, а влияние членов группы друг на друга уменьшается. В то же время использование онлайн фокус-групп при тестировании какого-либо продукта или упаковки практически бесполезно, так как людям необходимо протестировать продукт «вручную».
Преимущества и недостатки маркетинговых исследований в Интернете
Использование Интернета для проведения маркетинговых исследований значительно облегчает жизнь маркетологов и обладает целым рядом преимуществ. В общем виде они представлены на рисунке 2. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Рисунок 2. Преимущества маркетинговых исследований в Интернете. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Как видно из рисунка 2, преимущества проведения маркетинговых исследований посредством использования современных Интернет-технологий опосредованы множеством факторов организационно-управленческого, технологического, технико-экономического, коммуникационного и социального порядка.
Основными и наиболее значимыми достоинствами маркетинговых исследований, проводимых в Интернет-среде, считаются:
- широта охвата респондентов при их географической удаленности;
- относительно низкая стоимость исследований;
- высокая скорость проведения исследований;
- мнимая анонимность участников.
Таким образом, проведение маркетинговых исследований в Интернет позволяет опросить большее число респондентов. В то же время затраты на проведение подобного рода маркетинговых исследований ниже, что позволяет экономить финансовые ресурсы компании, а их скорость – выше.
В то же время у маркетинговых исследований, проводимых в Интернете, имеются свои недостатки. К ним относятся: не репрезентативность, сложность захвата внимания респондентов и специфичность тематики проведения исследований.