Ассортимент – это перечень всех разновидностей товаров либо услуг, которые организация выставляет на рынок для реализации.
Основные сведения о формировании ассортимента торговой фирмы
Современная мировая экономика часто подвергается масштабным кризисам. Наиболее распространенной и характерной их чертой является резкое падение объема спроса на продукцию и существенное изменение потребительских предпочтений. В этих условиях фирмам требуется корректировать ассортимент собственной продукции для того, чтобы привести его в соответствие со структурой спроса, в том числе посредством внедрения новых товаров.
Ассортимент торговой фирмы, т.е. перечень товаров и услуг, которые предлагаются ей к реализации на рынке, обуславливается наличием или отсутствием возможностей его воспроизводства в рамках конкретных организационно-экономических и технологических условий производства.
Формирование товарного ассортимента – одно из главных направлений товарной политики фирмы, в рамках которой с учетом знаний о текущем и перспективном состояниях рынка и ресурсного обеспечения фирмы определяются цели производства и организация сбыта производимой продукции. Эффективное формирование ассортимента торговой фирмы обеспечивается за счет реализации определенного курса действий, который может существовать в одной из следующих форм:
- концентрическая форма – поиск новых товаров, подобных уже имеющимся на рынке и привлекающих новых покупателей;
- горизонтальная форма – выпуск нового товара как продолжение уже выпускаемого, ориентированное на сформировавшийся круг покупателей;
- конгломератная форма – вывод на рынок нового товара, никак не связанного с ранее выпускавшимися товарами.
Экономическая эффективность продаж товаров фирмы, прежде всего, определяется формируемым ассортиментом товаров. Кроме него большое значение имеют принятая ценовая политика и используемые методы размещения товаров в торговом зале.
Характеристика процесса формирования ассортимента торговой фирмы
Формирование ассортимента товаров торговой фирмы представляет собой крупную работу, процесс, который можно поделить на несколько взаимосвязанных частей. Так, в экономической литературе предложен следующий вариант этапизации (деления на этапы) этого процесса:
- первый этап – составление списка основных групп и подгрупп товаров, которые реализуются фирмой;
- второй этап – определение потребительских комплексов и микрокомплексов и распределение в их разрезе отдельных групп и подгрупп товаров фирмы;
- третий этап – уточнение количества видов и разновидностей товаров по каждой товарной группе (подгруппе) и потребительскому комплексу (микрокомплексу);
- четвертый этап – непосредственная разработка ассортимента, т.е. конкретного перечня товаров для данного магазина фирмы.
При формировании ассортимента торговой фирмы немаловажную роль играет проведение ей аналитической работы. Она позволяет связать формируемый ассортимент с экономическими целями фирмы по максимизации извлекаемой прибыли. В данном случае необходимо провести несколько видов анализа:
- Во-первых, анализ структуры сбыта (позволяет установить удельный вес отдельного товара или товарной группы в общем объеме сбыта фирмы).
- Во-вторых, анализ покрытия затрат (позволяет установить, при каком ассортименте доходы от реализации товаров в большей степени превышают соответствующие издержки фирмы).
- В-третьих, анализ товарооборачиваемости (позволяет установить скорость реализации товаров, от которой зависит скорость потоков ресурсов и финансов).
Основные стратегии формирования ассортимента торговой фирмы
Ассортимент товаров, как и любой другой объект хозяйственной деятельности, является предметом тщательного планирования фирмы. В его отношении предпринимательская практика предлагает реализовывать в фирме одну из следующих стратегий:
- стратегия максимальной разницы цен между ценой оптовой поставки и отпускной ценой товара, т.е. ассортимент должен обеспечивать по каждому наименованию товара максимальную прибыль (преимущественно используется в малом бизнесе);
- стратегия максимального спроса по предыдущим продажам, анализ которых является главной составляющей процесса реализации этой стратегии (преимущественно используется в фирмах, реализующих товары со стабильным спросом);
- стратегия равномерного распределения ассортимента, которая может быть реализована только в условиях централизованно-плановой экономики;
- стратегия восполнения предыдущих продаж, анализ которых позволяет определиться с объемом будущих поставок товаров (преимущественно используется в магазинах и супермаркетах);
- адаптивная стратегия, которая ориентируется на будущий спрос, т.е. прогнозируемый на будущие периоды продаж (преимущественно используется в условиях макроэкономической стабильности и большой предсказуемости потребительского спроса);
- оптимальная стратегия, которая ориентируется на получение максимальной прибыли при определенных ограничениях и предполагаемых оценках будущего спроса на товары ассортимента.
В условиях усиления конкурентной борьбы, когда фирмам приходится большее внимание уделять индивидуальным запросам, вкусам, требованиям, мнениям потребителей, значение товарной стратегии (т.е. стратегии планирования и управления ассортиментом) трудно переоценить. Конъюнктура рынка постоянно меняется, поэтому руководству фирмы нужно регулярно совершенствовать существующие и создавать новые позиции ассортимента.
Таким образом, формирование ассортимента представляет собой ключевой элемент хозяйственной деятельности торговой фирмы, поскольку каждый товар в ассортименте в той или иной степени оказывает влияние на общее финансовое состояние фирмы.