Понятие и сущность диверсификациионного развития фирмы
Каждая фирма на протяжении всего периода своего существования, перерастая тот или иной тап своего развития, стремится к поиску новых способов развития и расширения собственного бизнеса. Одним из способов такого развития выступает диверсификация.
Диверсификация как способ развития компании ориентирована на развитие и укрепление компании. Ее использование благодаря перераспределению имеющихся ресурсов, освоению новых рынков сбыта и вступлению в новые производственные отношения положительно сказывается на расширении товарного ассортимента и совершенствовании производственной деятельности фирмы.
Компания считается диверсифицированной в том случае, если свыше 30% ее продукции не связано с основным видом ее деятельности. В основе выбора направления диверсификационного развития фирмы может лежать четыре логических базовых основания:
- смена деятельности;
- расширение;
- развертывание;
- перегруппировка.
В основе смены деятельности лежит замена бизнеса, который находится на стадии спада (в данном случае преследуется оборонительная цель). При этом высококвалифицированный персонал сохраняется.
Расширение имеет место быть в тех случаях, когда компания стремится к укреплению своего вида деятельности с одновременным извлечением максимальной выгоды из ноу-хау.
Основной целью развертывания считается повышение экономической эффективности бизнеса.
В основе перегруппировки лежит попытка изыскания новых возможностей роста.
Диверсификационное развитие бизнеса обеспечивается посредством разработки и реализации соответствующей стратегии диверсификационного роста. На практике подобного рода стратегии используются с тех случаях, когда компания более не способна к развитию на данном рынке с данной продукцией в рамках существующей отрасли. Чаще всего это случается в тех случаях, когда производственная цепочка, в которой задействована компания, не имеет более возможностей для наращивания прибыльности. Причиной тому могут послужить сильные рыночные позиции фирм-конкурентов или общий спад на базовом рынке.
Стратегии, обеспечивающие диверсификационное развитие фирмы
На сегодняшний день диверсификационное развитие фирмы может быть обеспечено посредством реализации одной из четырех возможных альтернатив (рисунок 1). Каждая из них имеет свои особенности. Рассмотрим каждую из них более подробно.
стратегий диверсификации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Типология стратегий диверсификации. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стратегия диверсификационного развития концентрического типа связана с необходимостью расширения производственного портфеля компании посредством открытия новых направлений ее деятельности и запуска в производство новых продуктовых линеек. Ее использование дает возможность наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся технологии и ресурсы, которыми обладают организации. Так, например, пекарня реализует стратегию концентрической диверсификации за счет расширения ассортимента посредством предложения покупателям приобрести полуфабрикаты для приготовления выпечки в домашних условиях.
Стратегия диверсификационного развития конгломеративного типа сводится к приобретению новых производств или других компаний. В результате фирма начинает изготавливать продукцию, которая не имеет технологической связи с уже выпускаемыми продуктами. В качестве стратегии данного типа можно привести пример, когда магазин мясных колбас и полуфабрикатов «Ермолинское» начал продавать сладости (печенье и конфеты).
Стратегия горизонтальной диверсификации связана с освоением и запуском в производство нового продукта на том же самом уровне технологического процесса. В этом случае новая товарная продукция будет реализовываться в рамках уже сформировавшейся сбытовой сети. Ее использование позволяет добиться синергетического эффекта. Приведем пример: молочное предприятия расширяет ассортимент посредством добавления нового типа сырья.
Стратегия диверсификационного развития вертикального типа опосредована движением компании вниз или вверх в рамках производственной цепочки бизнеса. В этом случае фирма переходит на этапы, предшествовавшие ее текущему цикла производства, или же реализует свое дальнейшее развитие. Чаще всего она используется при открытии вспомогательного бизнеса. Приведем пример: компания, реализующая строительные материалы, начинает продвигать услуги по реконструкции квартир и домов.
Преимущества и недостатки диверсификационного развития фирмы
Выбирая путь диверсификационного развития каждая фирма рискует столкнуться с определенными преимуществами и недостатками данного типа стратегического роста. Диверсификация предлагает выход на новые рынки сбыта, что само по себе связано с повышенными рисками. Рассмотрим сильные и слабые стороны диверсификации более подробно.
Основными преимуществами реализации диверсификационного развития фирмы считаются:
- снижение зависимости компании от какого-либо одного рынка или продукта;
- укрепление рыночного влияния фирмы на потребителей;
- увеличение объемов сбыта и наращивание получаемой прибыли;
- рост рентабельности и конкурентоспособности;
- распределение возможных рисков бизнеса.
Несмотря на наличие определенных преимуществ выбор в пользу диверсификационного развития фирмы не лишен определенных недостатков. В частности, речь идет о необходимости обладания дополнительными технологическими навыками, потребность в которых ранее отсутствовала. Кроме того, реализация подобного рода стратегий в большинстве случаев сопряжена с потребностью в значительных финансовых средствах, необходимых для ее финансирования. Ее результатам становятся изменения в связи с перераспределением ресурсов. В то же время возможен перенос недостатков со старых структур на новые.
Как показывает практика диверсификационный рост больше подходит крупным корпорациям, нежели небольшим фирмам. Стратегия диверсификации считается стратегией высокого риска и обеспечивает отдачу в долгосрочном периоде.