Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Мониторинг и анализ рынка

Все предметы / Маркетинг / Мониторинг и анализ рынка

Сущность, цели и задачи мониторинга рынка

Определение 1

Мониторинг рынка – это плановое систематическое наблюдение за состоянием рынка в целях его изучения и оценки, анализа тенденций (трендов) его развития, а также исследования конкурентной среды.

В системе маркетинга под мониторингом рынка в общем смысле принято понимать непрерывный методический процесс сбора, анализа и распространения информации о внешней деловой среде. Под этой самой «деловой средой» понимается все множество участников рынка и маркетинговой деятельности фирмы. К ним относятся потребители, конкуренты, дистрибьюторы, поставщики, макроэкономическая конъюнктура в целом и пр.

Мониторинг рынка в отличие от анализа рынка должен проводиться на постоянной (регулярной) основе. Его сущностным предназначением выступает сбор и предоставление оперативной информации о рынке и изменениях, на нем происходящих.

Проведение рыночного маркетингового мониторинга является необходимым условием эффективного ведения бизнеса. По результатам проведения рыночного мониторинга компания получает возможность вносить корректировки в управление и маркетинг.

Наиболее близким в русском языке эквивалентом термина «мониторинг» является отслеживание. Чаще всего отслеживанию подвергаются конкуренты и рыночные тренды в целом.

В процессе своего проведения мониторинг рынка преследует определенные цели и задачи. Его основополагающими целями являются:

  • предвидение изменений рыночной обстановки;
  • выявление действий конкурентов;
  • контроль цен в каналах продаж;
  • поиск новых потребителей и партнеров;
  • изучение динамики рыночных процессов, оказывающих прямое или опосредованное влияние на деятельности компании.

Достижение обозначенных выше целей обеспечивается посредством решения соответствующих задач. К ним относятся анализ рыночной ситуации, определение количественных показателей объемов производства, спроса и рынка, отслеживание тенденций его развития, мониторинг действий основных рыночных игроков, сбор статистики, отслеживание информации касательно маркетинговой активности компании, ее конкурентов и партнеров и т.п.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Методической основой рыночного мониторинга выступает проведение систематического наблюдения, позволяющего на постоянной основе фиксировать отслеживаемые параметры рынка и быть готовым к любым его изменениям.

Сущность и особенности анализа рынка

Анализ рынка («market analysis») – это маркетинговое исследование рынка, направленное на изучение всех аспектов бизнес-среды компании.

Иначе анализ рынка называют маркетинговым исследованием рынка. Проведение подобного рода исследований считается важной составляющей управления маркетингом, а их результаты лежат в основе маркетингового планирования.

Разработке любого маркетингового плана всегда предшествует анализ рынка. Его качественное проведение дает возможность быстро отыскать свободные рыночные ниши, лучше понять целевых потребителей компании и выбрать наиболее привлекательную нишу.

В рамках проведения анализа рынка исследованию могут подвергаться его структура, целевые сегменты, свободные рыночные ниши, продукция компании и цены, потребители и конкуренты. В основе проведения анализа рынка лежит организация и проведение первичных и вторичных исследований.

Основополагающей целью анализа рынка в маркетинге считается формирование информационно-аналитической базы, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений в сфере маркетинга, и снижение степени неопределенности, с ними связанной. Корректное проведение рыночного анализа позволяет понять структуру рынка и тенденции его развития, деятельность конкурирующих фирм, ожидания потребителей и иные факторы, составляющие бизнес-среду.

Основными задачами маркетингового анализа рынка могут выступать:

  • определение емкости рынка;
  • определение рыночной доли компании;
  • анализ спроса (потребительского поведения);
  • анализ предложения (оценка деятельности конкурирующих фирм);
  • анализ сбытовых каналов и пр.

Чаще всего анализ рынка проводится по двум направлениям. С одной стороны, речь идет об оценке данного момента времени в целях постройки тех или иных параметров рынка. С другой стороны, имеется в виду получение информации и значений, необходимых для прогнозирования.

Порядок и методические основы проведения анализа рынка

Анализ рынка представляет собой сложный процесс, состоящий из восьми этапов, требующих своего последовательного прохождения. В общем виде основные стадии анализа рынка представлены на рисунке 1. Рассмотрим их подробнее.

Этапы проведения маркетингового анализа рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Этапы проведения маркетингового анализа рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Прежде всего, определяются цели и задачи рыночного анализа. Затем составляется последовательный план его проведения. Далее определяются бюджет затрат и сроки проведения рыночного исследования. На четвертом этапе определяется общая методика рыночного анализа, а также источники сбора необходимой информации. Далее проводится само маркетинговое исследование рынка. На шестом этапе собранная ранее информация подвергается аналитической обработке и систематизации, готовятся наглядные результаты исследования. После составляется сводный отчет. Завершающим этапом выступает подготовка презентации по проведенному исследованию, в которой отражаются его основные результаты и выводы по ним.

В настоящее время единой методологии проведения анализа рынка не существует. Все множество методов условно принято делить на две группы – количественные и качественны. Первые относительно структурированы, объективны и статистически верны. К ним могут быть отнесены эксперименты и обзоры. Вторые не отличаются структурированностью, носят субъективный характер и опираются на выдвижение гипотез. В качестве примера можно привести наблюдения, интервью, фокус группы.

Функции сбора данных для анализа рынка, впрочем, как и само его проведение могут быть обеспечены силами сотрудников самой фирмы или переданы сторонним специализированным организациям на аутсорсинг.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис