Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Роль стратегического маркетинга в деятельности предприятия

Все предметы / Маркетинг / Роль стратегического маркетинга в деятельности предприятия

Понятие и базовые элементы стратегического маркетинга

Определение 1

Стратегический маркетинг – это процесс долгосрочного планирования, организации и мониторинга деятельности предприятия, ориентированный на обеспечение реализации его корпоративной стратегии.

В научной литературе понятие стратегического маркетинга появилось относительно недавно (речь идет о конце 80 – начале 90-ых годов прошлого столетия). На сегодняшний день единства мнений относительно определения его сущности не сложилось до сих пор. Чаще всего его принято рассматривать в широком и узком смыслах. Одни ученые отождествляют стратегический маркетинг с целенаправленными действиями фирмы по поиску устойчивых преимуществ перед конкурентами за счет удовлетворения потребительских нужд и ожиданий.

В целом справедливо говорить о том, что стратегический маркетинг кардинально отличается от маркетинга операционного. В частности, он имеет ярко выраженную аналитическую ориентацию. В основе своей он опирается на динамичную среду и поиск новых возможностей. Особое внимание уделяется изучению и управлению переменными, связанными с товаром. Стратегический маркетинг ориентирован, прежде всего, на упреждающее поведение и долгосрочный менеджмент. Его реализация предполагает необходимость использования межфункциональной организации маркетинга в компании.

Основные элементы стратегического маркетинга представлены на рисунке 1.

Базовые элементы стратегического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Базовые элементы стратегического маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Сам по себе стратегический маркетинг имеет поэтапную структуру. Сначала производится анализ рынка и потребностей, определяется базовый рынок, затем производится его сегментация и анализируется его привлекательность. Далее производится анализ конкурентоспособности компании и, наконец, выбирается оптимальная стратегия ее развития.

В своей основе стратегический маркетинг опирается на ряд принципов. Особую роль среди них играют понимание потребителей и борьба за них, приспособление фирмы к условиям внешней среды, обеспечение соответствия между потребностями рынка и производственными возможностями фирмы, ориентация на цели долгосрочного порядка в увязке с общей стратегией развития организации, а также учет в деятельности предприятия стратегических возможностей.

Цели, задачи и функции стратегического маркетинга

Стратегический маркетинг ставит перед собой определенные цели и решает соответствующие им задачи. Его основополагающей целью считается анализ потребностей, а точнее – повышение конкурентоспособности организации на счет обеспечения эволюции фирмы параллельно базовому (целевому) рынку и идентификации различных товарных рынков или сегментов, как существующих, так и потенциальных благодаря анализу всего многообразия потребностей, подлежащих удовлетворению.

Для достижения обозначенной выше цели перед стратегическим маркетингом ставится целый ряд задач, таких как:

  • постановка маркетинговых целей стратегического порядка по конкретным рынкам и товарам;
  • оценка рыночной привлекательности, компетенций и способностей фирмы;
  • разработка и формирования маркетинговых стратегий и планов;
  • выработка стратегий сегментации выбранных рынков и конкурирования на них;
  • формирование стратегии позиционирования;
  • подготовка стратегических решений в области комплекса маркетинга;
  • выстраивание долгосрочных отношений с покупателями;
  • формирование и продвижение ценностей;
  • разработка конкурентных предложений и формирование сильной торговой марки, бренда;
  • обеспечение долгосрочного роста и развития организации.
Замечание 1

Основная же задача стратегического маркетинга заключается в регулярном проведении мониторинга деятельности организации с целью выявления возможностей и вариантов действий для достижения более высоких показателей прибыли и рентабельности.

Помимо прочего стратегический маркетинг выполняет определенные функции. Основными из них считаются:

  • мониторинг, анализ и оценка внешней среды;
  • определение целевых (приоритетных для компании) рыночных сегментов;
  • установление необходимых свойств предлагаемого рынку товара (услуги), определение рыночного позиционирования продукта с точки зрения его характеристик и свойств, актуальных для потребителей;
  • анализ действий рыночных конкурентов.

Многие ученые отмечают, что стратегический маркетинг обладает всеми основными функциями управления, т.е. планированием, организацией, контролем и регулированием.

Так или иначе, стратегический маркетинг играет важную роль в управлении и развитии организации. Его грамотная реализация выступает залогом успешности развития бизнеса в долгосрочной перспективе.

Место и роль стратегического маркетинга в рыночной деятельности предприятия

Стратегическому маркетингу отводится весьма важная роль в современных организация. Именно он отвечает за формирование долгосрочного плана развития организации, главным ориентиром которого становится итоговый результат в производственно-сбытовой сфере. Кроме того, он обеспечивает разработку прогнозов и сценарии действия компании, объединяет стратегическое планирование и тактические действия для достижения эффекта синергии.

Стратегический маркетинг крайне важен с точки зрения обеспечения эффективности и конкурентоспособности функционирования рыночной организации. Его реализация несет в себе массу преимуществ для бизнеса. Рассмотрим лишь некоторые из них.

На сегодняшний день эксперты сходятся во мнении о том, что стратегический маркетинг позволяет компаниям выводить производство и реализацию своей продукции на новый уровень, тем самым повышая рентабельность и эффективность бизнеса. Благодаря ему фирма имеет возможность проанализировать свою деятельность с разных углов, оценить возможные варианты и перспективы развития, а также оценить работу рыночных конкурентов.

Решение задач, стоящих перед стратегическим маркетингом, обеспечивает комплексный подход к разработке стратегии и тактики рыночной деятельности предприятия и позволяет поддерживать баланс между потребностями клиентов и самой фирмы.

Стратегический маркетинг по праву можно считать одним из современных инструментов обеспечения устойчивости развития предприятия в долгосрочной перспективе.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Людмила Юрьевна Ананьева

Эксперт по предмету «Маркетинг» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис