Основные бизнес-ценности и их влияние на компанию
Компании стремятся максимально удовлетворить потребности клиентов и одновременно реализуют свои ожидания. Это означает, что бизнес продает то, что нужно рынку, что хотят потребители и по той цене, по которой они могут себе позволить приобрести товар или которую готовы заплатить. В этом случае бизнес должен приносить прибыль и личное удовлетворение.
Организации разрабатывают и развивают различные бизнес-идеи, которые позволят не только привлечь новых клиентов, но сформировать круг лояльных потребителей.
Четко выраженная бизнес-идея содержит в себе ту ценность, которую хочет получать рынок.
Для этого необходимо получить ответы на четыре главных вопроса:
- Какой продукт или услугу следует продавать?
- Кому продавать?
- Как товар или услуга будет доставляться потребителю?
- Какую потребность товар или услуга будет удовлетворять?
Но важно понимать, что ценность для потребителя – это не товар и не услуга. Ценность в глазах потребителей – это то, насколько успешно будут решены его проблемы и удовлетворены его потребности с помощью продукции (услуги) компании.
На практике главными ценностями любого бизнеса являются именно нематериальные активы. То есть, помимо вышеперечисленных двух, к ним относят клиентскую базу (постоянные и лояльные потребители), персонал (компетенции).
В общем виде основными ценностями бизнеса являются люди, время и деньги.
Ключевые факторы создания системы бизнес-ценностей:
- удовлетворенность клиентов;
- качество бизнес-процессов;
- качество материальных активов (здания, сооружения, оборудование).
- взаимодействие с клиентами;
- отношения с поставщиками;
- человеческий капитал;
- запатентованные продукты и процессы;
- репутация бренда;
- принятие стратегических решений;
- реализация стратегии.
Все компании можно разделить на две группы: те, которые создают ценность и те, которые извлекают прибыль.
Если предприятие фокусирует свою деятельность на ценности, то она считается клиенториентированной, т.е. ставит клиента на первое место. Чем больше ценностей предлагает компания потребителям, тем сильнее они привязываются. Клиентов привлекают товары или бренды, которые предлагают им не просто решение их проблемы, а нечто большее – принадлежность к определенной группе или сообществу, значимость в обществе и др.
Второй вид компаний прямо противоположен первому варианту. Компании стремятся только получить деньги от потребителей.
При создании ценности происходит ориентация на служение, а при извлечении дохода на то, чтобы клиенты служили бизнесу.
Определение ценности для бизнеса
Чтобы проект, идея или продукт приносил пользу, в первую очередь следует выявить, является ли он или она ценным для компании и для ее клиентов.
Проект или идея может создавать ценность для компании в том случае, если он обеспечивает все для достижения целей:
- сохранение доходов на прежнем уровне или их повышение;
- минимизация или устранение расходов;
- улучшение качества сервиса;
- соблюдение нормативных и социальных обязательств;
- реализация стратегии маркетинга;
- повышение квалификации сотрудников компании.
Ценность для бизнеса может быть представлена в виде модели. В рамках разработки данной модели важным элементом считаются переговоры, которые и позволяют получить общее понимание.
Пример составления модели ценностей:
- поддержание 30% от продаж существующего товара, а точнее 200 млн. долларов в год;
- общая стоимость проектирования, производства и маркетинга продукта 8 млн. долларов;
- товар компании является лидером на рынке;
- запуск товара осуществится летом.
Надо понимать, что цель и ценности – это разные вещи. Ценности носят постоянный и неизменный характер. Цель же может быть достигнута либо нет. Ценность останется такой же, только со временем может стать менее значимой и будет заменена другой ценностью.
По данным журнала Fortune, основными ценностями успешных компаний являются:
- командная работа;
- внимание к клиенту;
- справедливость по отношению к работникам;
- инновации и инициативность.
Ценности предприятий-середнячков сильно отличаются от ценностей успешных организаций:
- сокращение рисков;
- уважение вышестоящего руководства;
- поддержка руководителя;
- разработка бюджета.
В любом случае системы ценностей направлены на то, чтобы компания не просто существовала на рынке, а приносила пользу потребителям в виде тех продуктов и услуг, которые она производит.
Процесс разработки бизнес-ценностей
При составлении системы ценностей компании обычно собирается рабочая группа, которая состоит из персонала разных подразделений. Важно привлекать в процесс рядовых сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами компании. Если работники предприятия успешно взаимодействуют с потребителями, общаются с ними на их языке, то они представляют, какую ценность те хотят видеть в предлагаемых товарах.
Алгоритм формирования основных бизнес-ценностей:
- организация рабочей группы в каждом отделе компании (если отдел небольшой, то привлекают всех сотрудников);
- каждому члену группы дается задание написать десять-двенадцать ценностей, которыми они должны руководствоваться при работе с клиентами, коллегами и руководством, а также ряд ценностей, которые, по их мнению, должен содержать производимой их компанией товар (важно использовать короткие фразы и предложения);
- далее составляется общий список, при том убираются дублирующие ценности (можно воспользоваться флипчатом для составления списка ценностей);
- после разработки перечня ценностей провести его обсуждение (для участия достаточно 20-25 человек, если численность компании большая, то следует привлечь по 2-3 представителя из каждого отдела);
- итоговый этап – утверждение списка ценностей и направление его руководству на рассмотрение.
Во многих компаниях участие руководства ограничивается подписанием бумаг. Незаинтересованность менеджмента предприятия снижает эффективность внедрения разработанных ценностей в работу.