Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Сетевые модели бизнеса

Содержание статьи

Понятие бизнес-модели

Впервые понятие бизнес-модели возникло после Второй мировой войны, тогда оно применялось в научных статьях. Чуть позже разработка бизнес-моделей начала использоваться в деловых играх для менеджеров высшего звена. До середины девяностых годов они рассматривались лишь, как часть корпоративной структуры компании. Широкое распространение Интернета и его внедрение в повседневную хозяйственную жизнь привело к тому, что бизнес-модели стали применяться для определения к какой сфере деятельности относится та или иная компания, а также в целях разделения ее производственных действий в виртуальной сети и в реальной жизни. Поэтому научные исследования в области построения бизнес-моделей относились к работе технологических компаний.

До сих пор не существует единого научного понятия, однако, ученые различных университетов так определили бизнес-модель.

Определение 1

Бизнес-модель – это формализованное представление структурных механизмов деятельности фирмы, создаваемых ею благ, происходящих в текущий момент времени и в будущих периодах.

Само понятие бизнес-модели неразрывно связано с корпоративным управлением и его составляющими, бизнес-процессами и стратегическим анализом. Обычно, модели бизнес-процессов компании формируются на основе разработанной стратегии. То есть, они уточняют и детализируют связи между элементами компании, а также описывают принципы и методы деятельности, которые позволят достичь результатов в длительном периоде. Бизнес-модель обладает следующими признаками. Она:

  • Отражает взаимодействие объекта хозяйствования с покупателем.
  • Дает возможность создать ценность продукта.
  • Помогает вести бизнес.
  • Выступает инструментом распределения ресурсов.
Замечание 1

Разработка моделей бизнеса в настоящее время придерживается определенных правил. Она может строиться на основе последовательного анализа процессов, необходимых для достижения главной цели, либо в рамках морфологического анализа.

Готовые работы на аналогичную тему

Виды бизнес-моделей

Стоит отметить, что современное развитие экономических отношений строится на создании ценности для покупателя, так как определяющим фактором успешности продаж является удовлетворение потребностей рынка. Отталкиваясь от ценности, определяется целевой сегмент, ниша, в которой работает или будет работать компания, проводится их маркетинговый анализ. Далее оценивается потенциал и резервы фирмы, ее способность к долгосрочному эффективному функционированию в рамках заданной стратегии. Важным этапом является позиционирование компании, определение источников доходов и основных целей деятельности.

Можно сказать, что модель определяет коридор стратегического планирования в рамках ориентирования на создание ценности. В зависимости от задачи, которую решают бизнес-модели выделяют их следующие виды:

  1. Внутри компании бизнес-модели делятся в зависимости от основных направлений деятельности. Например, могут отдельно разрабатываться модели для внедрения новых технологий и инноваций, для управления инфраструктурой компании, для отработки принципов взаимодействия с клиентами.
  2. Модель «длинный хвост» описывает взаимодействие предприятия с целевой покупательской аудиторией. Ее особенность заключается в том, что выделение определенной товарной ценности может заинтересовать меньший круг потребителей, что повышает риск неполучения прибыли. Модель позволяет воздействовать на более широкий круг конечных покупателей.
  3. Многосторонние бизнес-модели или платформы создают условия для привлечения бизнес-партнеров. Компания допускает сторонние организации к своим ресурсам в целях укрепления конкурентных преимуществ и позиции на рынке. Она так же может давать доступ к своему потребителю предприятиям, оказывающим схожие услуги или продающим однородные товары.
  4. На рынке существуют сегменты, привлекательные для некоторых компаний, но потребители на них не готовы покупать, а лишь использовать пробные версии или бесплатные товары. Бизнес-модель для таких сегментов предполагает диверсифицированное предложение для различных групп покупателей, при этом один или несколько сегментов могут обслуживаться полностью или частично бесплатно.
  5. Из-за высокой конкуренции на рынках практически все компании стремятся к оптимизации внутренних процессов. Нагрузка на предприятие повышается.
Замечание 2

Для того, чтобы распределить обязанности, расход ресурсов и другие процессы прибегают к помощи сторонних партнеров. В некоторых случаях приобретение чужих разработок выходит дешевле, а выход продукта на рынок убыстряется.

Сетевые модели бизнеса

Сетевая модель бизнеса представляет собой многоуровневый подход к его ведению. Ее сущность заключается в организации торговли методом прямых продаж. При этом каждый продавец создает свою торговую сеть, привлекая новых продавцов. По своей структуре такая модель бизнеса напоминается пирамиду, однако, она имеет ряд существенных отличий:

  • Это легальный вид деятельности.
  • Существует реальный товар и реальные продажи, в финансовых пирамидах операции проводятся только с деньгами вкладчиков.
  • Модель устойчива, так как строится на выручке от продаж, а не на спекулятивных сделках.
  • Как правило, данный вид бизнеса имеет все необходимые юридические документы.
Замечание 3

Отличительной особенностью сетевой модели бизнеса является отработанная схема основного бизнес-процесса.

У каждого нового сотрудника уже имеется готовый план реализации продукции. С развитием собственной сети сбыта продавец накапливает процентные отчисления с продаж. При этом практически все компании, использующие данную модель бизнеса, обязывают ее участников реализовывать минимальную партию товара. Еще одной особенностью данной модели можно назвать низкие риски вступления в деятельность компании. Новичок обладает готовой схемой продаж, ему не требуется производить новый продукт, с существующим продуктом рынок уже знаком. Кроме того, у нового сотрудника всегда есть наставник, к которому можно обратиться в случае необходимости. Данная модель бизнеса легко пересекает границы государств и распространяется в мировой торговле.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Стратегический менеджмент» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис