Бенчмаркинг в современном менеджменте
Как направление современной экономики бенчмаркинг – это интеграция методологии и технологий менеджмента и маркетинга. Кроме этого, бенчмаркинг является одним из основных бизнес-процессов современной организации, который позволяет системно подходить к вопросу определения ориентиров развития и повышения эффективности корпоративного менеджмента.
Также бенчмаркинг – это важнейшее структурное звено в системе менеджмента, что позволяет ему эффективно находить предпринимательские риски и возможности, а также учитывать их при разработке бизнес-стратегии компании в условиях турбулентности рынка.
Бенчмаркинг в менеджменте:
- поддерживает развитие критическое отношения организации к текущим бизнес-процессам;
- усиливает процесс обучения в компании и формирует мотивацию для лучших изменений;
- позволяет найти инновационные источники совершенствования приемов труда;
- определяет новые стандарты для измерения бизнес-процессов.
Бенчмаркинг –это технология изучения использования чужих успешных комплексных бизнес-решений для применения их в любой бизнес-единице своего предприятия.
Единой методики осуществления бенчмаркинга в системе менеджмента не существует, но применяются определенные базовые принципы. Бенчмаркинг можно проводить для бизнес-процесса и производственного процесса.
Выделяют четыре этапа проведения бенчмаркинга:
- определение проблемы и выбор показателей для сравнения;
- выбор объекта для проведения сравнительной оценки и сбор информации;
- анализ информации;
- принятие решения.
Ключевой задачей первого этапа является формулировка проблемы, решение которой можно найти в исследовании опыта других компаний. В этом случае требуется осмысление появления периодов разрывов и отставания от лидеров рынка, исследование и оценка позиций данных компаний и возможности их адаптации при внедрении эффективных бизнес-решений в своей организации.
Второй этап – это подбор правильного объекта для сравнения. На третьем этапе проводится анализ полученной информации. Затем ответственный за проведение сравнительных исследований топ-менеджер определяет причины отставания компании от стандарта (лидера рынка).
На четвертом этапе, компания уже знает причины своего отставания и понимает, как устранить разрыв и принять эффективное решение.
Особенности применения бенчмаркинга в управлении оплатой труда персонала
В системе управления вознаграждением сотрудников компании важное место отводится бенчмаркингу.
Практика бенчмаркинга показывает возможность применения множества его разновидностей, соответственно выделяют отдельные виды бенчамаркинга с их характеристикой. Также существуют и группы бенчмаркинга, которые отличаются друг от друга классификационными признаками.
Как инновационный инструмент управления бенчмаркинг расширяет перечень своих разновидностей. Одним из таких видов является HR-бенчмаркинг.
HR-бенчмаркинг - это сравнительная оценка эффективности работы с персоналом, которая основана на объективных HR-показателях, таких как:
- расходы на заработную плату и развитие компетенции работников;
- численность службы управления персоналом и ее отделов;
- текучесть кадров;
- эффективность шефства и кадрового резерва;
- сроки и затраты, связанные с заполнением вакансий и др.
На Западе организации активно применяют данный инструмент в управлении персоналом, при этом выделяя его в самостоятельную функциональную сферу деятельности со своими особенностями, методикой и направлениями развития.
Внутренний бенчмаркинг оплаты труда сотрудников компании связан с оценкой и сравнения эффективности работы отдельных работников или подразделений для определения потенциала компетенций и поиска внутренних резервов.
Конкурентный бенчмаркинг оплаты труда связан с выявлением уровня конкурентоспособности персонала на внешнем кадровом рынке относительно идентичных видов деятельности при обосновании принципов разработки политики вознаграждения.
Функциональный бенчмаркинг вознаграждения сотрудников ориентирован на определение факторов и общих элементов постоянной и переменной части системы вознаграждения и на определение их соотношения. Это позволяет компании рационализировать затраты на содержание персонала при одновременном росте его удовлетворенности.
Общий бенчмаркинг вознаграждения персонала – это исследование лучших практик и примеров в любых компаниях в области учета компетентности персонала, выявления различий между должностями, их влияния на уровень основного вознаграждения, состав и структуру вознаграждения на основе ключевых компетенций и финансовых результатов деятельности.
Бенчмаркинг как инструмент менеджмента качества
Для большинства компаний в России бенчмаркинг рассматривается как обычный анализ конкурентов или проведение маркетингового исследования. Еще недавно никто и не знал такого термина – бенчмаркинг.
В странах Западной Европы и США бенчмаркинг занимает свое место в арсенале управления среди руководителей малого и среднего бизнеса.
Бенчмаркинг – это инструмент поддержки компании в решении задачи совершенствования систем менеджмента и повышения конкурентоспособности.
Как большинство инструментов менеджмента, бенчмаркинг является продуктом крупного бизнеса и для крупного бизнеса.
Предприятия, находясь в поиске конкурентных преимуществ, направляют усилия на разработку новых методов управления. Исследования носят глобальный характер, а наиболее успешные решения впоследствии становятся направлениями в менеджменте.
Бенчмаркинг, пройдя путь от промышленного шпионажа и анализа конкуренции, становится эффективным инструментом менеджмента и популярны методов управления.
Анализ возможностей бенчмаркинга следует осуществлять через призму особенностей предприятия.
Успех эталонного сравнения зависит от выявления того, что именно было подвергнуто сопоставлению.