В научных исследованиях последних лет становится актуальной проблема взаимодействия элитарной и народной культур. Чаще всего их противопоставляют по сословным и художественно-стилевым признакам. Но их отличительные свойства и аспекты взаимодействия намного глубже, чем это может показаться на первый взгляд.
Сущностная основа элитарной и народной культур
Элитарная культура – это культура креативного свойства, создающаяся людьми-профессионалами и ориентированная на людей, обладающих специализированным уровнем знания. Но социальная элита также принимает участие в ее производстве. Особенно это касается ее гуманитарно-художественного компонента.
Особенность элитарной культуры состоит в ее высоком качестве, в силу чего происходит расслоение общества по профессиям, сословиям, где внутри каждого слоя присутствует объединяющая сила профессиональной деятельности или качества.
Элитарная культура характеризуется своей замкнутостью, смысловой закрытостью, ценностной обособленностью. Элитарная культура оказывается недоступной для простого человека, обладающего средним уровнем восприятия. Произведения элитарной культуры создаются специально подготовленными, образованными людьми, а потребителями данной культуры выступают такие же образованные люди, и их немногочисленные единомышленники, которые готовы к смелым решениям, новым идеям в освоении реальности.
По оценкам культурологов, именно элитарная культура хранит весь положительный культурный опыт прошлых поколений, но и, вместе с тем, является генератором культурного прогресса всего человечества. Именно идеи и формы элитарной культуры являются донором для массовой культуры, которая в силу своей творческой несостоятельности заимствует из элитарной культуры образы и идеи, адаптируя их для массового потребителя.
Таким образом, элитарная культура – особая область культуры, посредством которой человечество хранит свой культурный опыт и создает динамику дальнейшего культурного развития.
Народная культура - это культура традиций. Народная культура ориентируется на непрофессиональное производство, конечной целью которого является собственное потребление или обмен. Обмен может выражаться в материальной, информационной, социальной или культурной сферах. Эта культура основана на обычаях.
Носителями народной культуры выступают, как правило, крестьяне. В этом смысле крестьяне – люди, которые умеют выполнять работу различного характера, а также осуществлять все необходимые ритуалы, обряды и другие символические действия, которые необходимы для жизни в конкретной местности. Главным критерием народной культуры выступает следование традициям. Это культура обычая, посредством нее обеспечивается общность людей одной этнической группы.
Главным объединяющим фактором носителей народной культуры выступает единая природно-географическая среда обитания. Именно общность места жительства является основой их идентичности.
Здесь следует заметить, что и элитарная, и народная культуры обладают каждая своей исторической глубиной, каждая прошла свой путь развития.
Исторический экскурс взаимодействия элитарной и народной культуры
В истории эти два типа культур существовали достаточно обособлено. Они были очень далеки друг от друга как по производителям продукции этих культур, так и по их носителям. Вместе с тем, ценностная парадигма у них тоже имела радикальные отличия. Поэтому между этими культурами не могло быть никакого соперничества, более того, эти культуры не имели друг на друга какого бы то ни было серьезного влияния. Но диалог между ними все же был, но выражался не в заимствовании форм, так как они имели очень жесткую социальную обусловленность, а в выборочном осмыслении и усвоении каких-либо идей и смыслов, ценностей.
Более яркие признаки влияния проявляла элитарная культура по отношению к другим культурам. Это было обусловлено ее привлекательными престижными свойствами. Но в силу того, что народная культура изначально обладала более глубокой ценностной основой, она, в свою очередь, также оказывала влияние на элитарную культуру. Но элитарная культура в силу своей диаметральной различной сущности не оставляла каких-либо формальных следов.
Сосуществование культур в современном социокультурном пространстве
На современном этапе культурного развития центральное место занимает массовая культура, которая стала универсальной культурой повседневности и тотально регулирует быт и досуг общества.
Элитарная культура обосабливается в зоне специализированной деятельности и потребления. Она представлена экспонатами эксклюзивного потребления. Но сегодня социальная ее значимость растет. Она берет на себя функцию производства новых смыслов, идей, знаний, что отвечает основной цели постиндустриального развития. Элитарная культура и раньше выполняла эту функцию, но такой концентрации на ней не было. Элитарная культура унифицируется под воздействием массовой культуры, отсекаются ее менее востребованные компоненты, такие, например, как сословно-бытовые.
Перспективы развития народной культуры в современных условиях вообще достаточно туманны. В промышленно развитых странах исчезают носители народной культуры – крестьянство как класс. Художественная составляющая народной культуры нивелирует, следы ее остаются только в сценических имитациях. Материально-бытовая составляющая народной культуры также замещена более востребованными товарами, промышленными услугами. Народная культура теряет свою жизнеутверждающую, жизнеобеспечивающую основу и превращается в символическую культуру.
Особые проявления диалога элитарной и народной культур в современных условиях
Элитарная и народная культуры соприкасаются в процессах переживания национальной истории, в исторической памяти народа, этноса. В начале XX века взаимодействие народной и элитарной культур было основано на заимствованиях элитарной культурой специфической форм, идей и смыслов народной культуры. Это во многом объяснялось завершающимися процессами формирования буржуазных наций. Этот период характеризовался модой на этническую специфику европейских культур. В настоящее время также сохраняется интерес к этнической составляющей культур, но это связано, скорее, с коммерческой стороной, которая актуализируется в результате повышенного интереса туристов к этнической экзотике.