Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Элементы и формы культуры в социологии

Основные элементы культуры

В социологии культуру рассматривают как систему норм и ценностей, осуществляющих социальную регуляцию.

Замечание 1

Культура – сложноорганизованная система, включающая множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции; важный механизм взаимодействия между людьми, определяющий социальное пространство их деятельности, образ жизни, направления духовного развития.

Эффективность функционирования культуры в обществе во многом зависит от развития ее структурных элементов.

К наиболее устойчивым элементам культуры относятся:

  1. Язык – система знаков и символов, несущих определенное значение. Язык – первоначальное условие формирования любой социальной группы, предпосылка социального взаимодействия. Основные функции: сбор, хранение и передача информации, коммуникативная функция. Язык предопределяет социальное поведение индивида, он выполняет роль ретранслятора культуры. Благодаря языку люди осмысливают окружающий мир.
  2. Социальные ценности – общепринятые и одобряемые обществом убеждения относительно стремлений человека.
  3. Социальные нормы – правила, стандарты и образцы поведения, регулирующие взаимодействия индивидов в соответствии с ценностями той или иной культуры.
  4. Традиции, обычаи, обряды – формы социальной регуляции поведения людей, воспринятые из прошлого.
  5. Этикет – правила поведения в определенных социальных группах.
  6. Привычки – стереотипы поведения в конкретных ситуациях.
  7. Манеры – внешние, подлежащие оценке окружающих, формы поведения.
  8. Мода. Является фактором, определяющим индивидуальность, стремление соответствовать социальному статусу и т.д.
Статья: Элементы и формы культуры в социологии
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Традиции – элементы культурного и социального наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся на протяжении долгого периода; выступают объединяющим началом, способствующим консолидации отдельной социальной группы или целого общества.

Обычаи – исторически сформировавшиеся, рекомендуемые для выполнения массовые образцы действий, неписанные правила поведения.

Нравы – обычаи, играющие моральную роль. Нравы характеризуют существующие в обществе формы поведения, которые можно подвергнуть нравственной оценке. Переходящие из поколения в поколение обычаи становятся традицией.

Обряд – совокупность символических действий, обусловленных традициями и обычаями, несущих определенные ценности и нормы и осуществляемых группой людей. Обряды связаны с самыми важными моментами жизни человека: крещение, свадьба, погребение и др. Обряды оказывают психоэмоциональное воздействие на поведение людей.

С обрядами тесно взаимосвязаны ритуалы и церемонии. Ритуалы подразумевают символические действия (набор слов и жестов, которые должны вызвать определенные групповые чувства и эмоции), связанные со сверхъестественным и священным. Церемония – определенная последовательность символических действий по случаю торжественного события (награждения, коронации и т.д.).

«Элементы и формы культуры в социологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 2

Нормы, ценности и язык образуют ядро социальной культуры как системы регуляции поведения людей.

Социальные ценности и нормы

Социальные ценности – продукт взаимодействия людей, в результате которого формируются представления о добре и зле, справедливости, смысле жизни и т.д.

Социальные ценности – важный элемент социальной регуляции, определяющий ее общую направленность. Они выделяют нравственную систему координат, в которой ориентируется и живет человек. Благодаря общим социальным ценностям достигается консенсус в отдельных социальных группах и в обществе.

Индивидуальные ценности, или ценностные ориентации показывают каким ценностям личность отдает предпочтение: порядочность, честность, здоровье, богатство, карьера и т.д. Индивидуальные ценности формируются в процессе усвоения социального опыта. Они проявляются в идеалах, целях, интересах, убеждениях и др. аспектах личностного сознания.

Существуют общечеловеческие социальные ценности: свобода, мир, честь, равенство, достоинство, гражданский долг, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и др.

На основе социальных ценностей возникают социальные нормы, которые определяют границы поведения в социуме.

Социальные нормы обеспечивают устойчивость, повторяемость и регулярность взаимодействия членов общества. Благодаря социальным нормам развитие социальных отношений носит предсказуемый характер, что способствует развитию стабильности общества.

Замечание 3

Классификация социальных норм происходит по разным критериям. В отношении регуляции социальной жизни наиболее важно разграничение социальных норм на моральные и правовые.

Соблюдение моральных норм обеспечивается силой нравственного долга личности, общественного мнения.

Правовые нормы содержат четкие установки, определяющие применение данной нормы, проявленной в форме законов.

Формы культуры в социологии

Культуру в социологии можно структурировать по самым различным критериям. Классификация культуры по генезису, уровню развития и характеру позволяет выделить следующие ее формы:

  1. Элитарная (высокая) культура. Создается талантливыми поэтами, писателями, живописцами, композиторами. Включает высокохудожественную литературу, классическую музыку, изящные искусства и т.д., ориентирована на избранный круг ценителей искусства. Круг потребителей элитарной культуры расширяется с повышением уровня образования.
  2. Народная культура. Чаще всего возникает стихийно и не имеет конкретных авторов. Включает различные элементы фольклора: легенды, мифы, песни, былины, танцы, частушки, пословицы, ремесла и др. Связана с традициями определенной местности.
  3. Массовая культура. Возникает и развивается в условиях появления новых технологий массовой коммуникации и в условиях коммерциализации искусства. Продукция массовой культуры ориентирована на удовлетворение сиюминутных потребностей, она распространяется среди всех социальных групп общества. Основная функция – компенсаторно-развлекательная. В поверхностном варианте ей сопутствует социально-адаптивная функция. К продукции массовой культуры относятся телевизионные сериалы, музыкальные шлягеры, кинобоевики и др.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot