Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Становление категорий культуры

Определение 1

Категории культуры - это самые общие представления и установки, которых придерживаются люди в восприятии и понимании объективной реальности.

Определение понятия «универсальные категории культуры»

Под «категориями культуры» понимают обобщенные представления, которые присутствуют у людей, когда они осознают объективную действительность. Все категории культуры можно подразделить на две основные общности:

  • онтологические категории
  • социальные категории

Онтологические категории охватывают все универсальные предметы и явления, которые окружают человека и непосредственным образом связаны с его бытием:

  • пространство
  • время
  • движение
  • изменения
  • свойство
  • качество
  • количество
  • причина
  • следствие
  • соответствие
  • закономерность
Статья: Становление категорий культуры
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Замечание 1

Эти характеристики свойственны практически всем предметам, которые существуют как в природе, так и в социуме. Ими можно описать практически любой предмет, даже если об этом предмете известно немного.

Социальные категории подразумевают характеристику человека и общества, так же эти категории характеризуют важные обстоятельства жизни и деятельности социума. Социальные категории включают в себя:

  • работу
  • собственность
  • государство
  • свободу
  • справедливость
  • добро
  • совесть
  • обязанность

Категории обоих групп имеют тесную взаимосвязь, их рамки установлены весьма условно. А разделительная черта между этими категориями в разных культурах проходит в разных местах, то что в одной культуре относится к онтологическим категориям в другой культуре вполне может быть категорией социальной.

В качестве примера можно рассмотреть такую категорию как «время». В культуре примитивных народов нет восприятия времени как абстрактного понимания этого понятия. Для представителей древних культур время было вовсе не координатным указателем, древние люди воспринимали его как некоторую сверхсилу, которая способна управлять миром и вершить судьбы людей. Древние греки, например, воспринимали концепт «время» как бога Кроноса. Когда его сын Зевс победил Кроноса, для древних греков это означало победу богов над временем.

«Становление категорий культуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Иначе относились к концепту «времени» в восточных культурах. Здесь время воспринималось как смена поколений, династий в циклической очередности. Индусы символически изображали время в виде колеса. Во времена Средневековья христиане понимали время как цикл сельскохозяйственных работ, он соотносился с циклом создания мира Богом. В этих представлениях концепт времени не был ценным явлением. Одни дела сменяли другие, повторялись интервалы работы и отдыха. Время не измеряли часами, его вычисляли по движению Солнца. В ту пору «время» не было ценностью.

Время стало ценностью на современном этапе. Сегодня время является одной из самых ценных вещей, и люди желают распорядится это ценностью максимально рационально. Для современного человека время — это абстрактное явление, которое никак не поддается влиянию самого человека.

Изучение культурных универсалий в начале XX века

В начале XX века антропологи стали активно исследовать основные принципы, на которых базируются все культуры. Главное достижение в этом вопросе было сделано в 1923 году американским антропологом Кларком Уисслером. Уисслер представил на обсуждение общественности универсальный культурный образец. Представители других наук также пытались определить тенденцию человеческих реакций, которые могли идентифицировать различия в культурах.

Французский социолог и философ Э. Дюркгейм и его племянник и ученик этнограф и социолог Марсель Мосс предложили свои известные принципы коллективных представлений. Вопросами общественных закономерностей так же интересовался немецкий философ и социолог Георг Зикмель. Прельстители психоанализа занимались изучением универсалий Эдипова комплекса, детской ревности и закономерности различного рода фантазий. Французские культурологи и не только они считали, что «детерминизма географической среды» не может полностью определить универсальные категории, они склонялись к тому, что культурные аспекты зависели от социальной организации и экологической ситуации.

Все эти, а также и многие другие тенденции в значительной степени повлияли на становление антропологии – науки о человеке. С течение времени ученые стали подозревать, что культура не может сама целиком и полностью определять свое наполнение, так же сомнению стал подвергать и тот факт, что только культура определяет ход истории. Британский этнограф и социальный антрополог А. Рэдклифф-Браун разрабатывал направление в антропологи, которое было в поиске универсальных социальных закономерностях. Представители психоанализа в антропологии использовали теорию З. Фрейда для анализа полевых исследований.

Изучение культурных универсалий в середине XX века

В 1950 году американский антрополог Флоренс Клакхон соединил социальные и антропологические знания, в связи с этим ему удалось создать основу, которая помогала сравнивать отличительные черты различных культур. Эти отличительные черты были определены своими явными и скрытными признаками и связаны со следующими универсальными вопросами гуманитарных наук:

  • Какие склонности человека являются врожденными?
  • Как взаимодействуют человек и природа?
  • Каково значение временных измерений?
  • Какая личность в историческом аспекте является в наибольшей степени ценной?
  • Что преобладает во взаимоотношеньях «человек – общество»?

Практически в каждом обществе фразеологизмы отражаю твопросы, которые волнуют людей, отсюда берут свои корни и общечеловеческие универсалии.

Биологическая суть человека способна устанавливать определенные рамки и давать возможности для человека, культура может или использовать и развить эти возможности или же наоборот отказаться от них. В этом заключается суть концепции современной антропологии. Однако ее смысл сводится не только к этому.

Существует точка зрения относительно социальных и культурных находок таких элементарных биологических явлений, как наличие двух полов, определенного уклада жизнедеятельности людей, законов формирования психики детей. В качестве примера можно привести такое явление как семейная жизнь, которая в определенной степени присутствует у приматов, это явление у всех представителей имеет общую биологическую базу. Биологические и социальные факторы неразрывно связаны с универсалиями культуры.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 11.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot