(греч. ethnos – племя, народ + grapho – пишу) – этнология, народоведение, наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этногеография) и культурно-исторических взаимоотношений народов. Оформилась как самостоятельная наука в ХIХ в., с возникновением эволюционной школы.
Этнография
Определение 2
Этнография – это наука, которая изучает этнические общности, их состав... Термин «этнография» произошел от двух греческих слов: «этнос» - народ и «графия» - пишу.... Этнография (так же, как и языкознание) относится к категории гуманитарных наук.... Особое место в таких контактах занимает взаимодействие этнографии и языкознании.... Языкознание и этнография
Связь языкознания и этнографии проявляется через несколько аспектов:
Во-первых
Настоящая статья посвящена жизни и деятельности советского этнографа Андрея Григорьевича Данилина (1896-1942). На основании документов из сохранившегося личного архива, а также частей «официального» архива, разбросанных по разным институциям, авторы ставят своей целью реконструировать его интеллектуальную, личную и полевую биографии. Второй целью исследования является реконструкция «архивного пространства» этнографа, а именно, как через отношения с разными людьми, бюрократическими инстанциями и порой вещами складывался его архив. Документальное многоголосье, а также персональная связь с главным героем (второй автор статьи - дочь этнографа) позволяет нам рассматривать наш эксперимент как историческую этнографию, которая содержит в себе некоторые элементы «включенного наблюдения». Соединение этих двух измерений мы предлагаем называть этнографией этнографа.
Зарождение этнографии
Определение 1
Этнография – это наука, изучающая происхождение, состав, менталитет... Этнография.... Большой вклад в развитие этнографии внес Д. Кук.... Советский период в развитии этнографииЭтнография опиралась на гуманистическое и демократическое наследие... и этнографии, на основе которого в 1937 г создан Институт этнографии АН СССР.
Этот текст можно отнести к жанру научного мемуарного эссе, в котором автор-исследователь высказывается от первого лица о собственном ощущении, переживании и осознании этничности. Среди смешавшихся в нем «разных кровей» различаются определяющие самосознание (у автора это принадлежность к армянскому народу) и в той или иной мере его дополняющие. Родными языками автор называет русский и грузинский, а его жизненная траектория включает целый ряд эпизодов нарастания армянского самосознания. Взаимные проекции личного восприятия и академического знания этнической истории армян создают своего рода персонифицированную этноисторическую панораму, а обсуждение и комментарии происходящих на наших глазах «войны могил» и «войны соседей» открывают потаенные, но значимые нюансы взаимоотношений армян в пространствах Кавказа, России и диаспоры. Примечательно, что эпизодически и ситуативно оттенки этнических понятий могут меняться, но межэтнические отношения сохраняют актуальность и время от времени при...
ведены Н.Я. Данилевским в работе «Россия и Европа» (1861): 1) «Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, довольно близких между собою для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, - составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества; 2) Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью; 3) Начала цивилизации одного культурноисторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций; 4) Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств; 5) Ход развития культурно-исторического типа всего ближе уподобляется тем растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу» (Данилевский Н.Я. «Россия и Европа»).