Языкознание
Языкознание – это наука, предметом изучения которой являются язык, его сущность, структура, функции, функционирование, историческое развитие, классификации и другое.
Наука «языкознание» причисляется к категории гуманитарных (общественных) наук.
Исследования в рамках языкознания позволяют решить множество задач, стоящих перед учеными:
- определить общественную природу языка и его сущностные характеристики;
- проанализировать структуру языка;
- рассмотреть язык в качестве целостной системы, состоящей не из разрозненных, а из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов;
- изучить развитие языка совместно с общественным развитием;
- исследовать вопросы возникновения и развития письменности;
- осуществить классификацию, систематизацию и группировку язык по признакам сходства, родства и так далее;
- выработать, апробировать и развить методы исследования (к настоящему моменту в основном используют описательный, сравнительный, сравнительно-исторический, количественный);
- применить результаты языковедческих исследований на практике (прикладное языкознание);
- исследование языковой интерференции, то есть влияние знаний изученного языка на знании изучаемого языка;
- проследить связи языкознания с другими научными дисциплинами (психологией, социологией, историей, философией, математикой, логикой и другими).
Этнография
Этнография – это наука, которая изучает этнические общности, их состав, процессы их возникновения (этногенез), расслоения, особенности культурно-бытового характера (материальную и духовную культуру) и другое.
Термин «этнография» произошел от двух греческих слов: «этнос» - народ и «графия» - пишу.
Этнография (так же, как и языкознание) относится к категории гуманитарных наук.
Исходными данными для этнографов являются данные, которые были получены в процессе непосредственного наблюдения за жизнедеятельностью этнических обществ, а также в результате анкетирования их представителей.
На основе собранных данных этнография изучает свой предмет, который состоит из нескольких частей. Во-первых, изучается этногенез, то есть возникновение, происхождение и развитие этнических общностей, становление в них социальных институтов. Исследуется современная жизнедеятельность этносов, составляющие её материальную и духовную культуры. Также в настоящее время всё больше внимания уделяется межэтническим взаимодействиям.
Этнография помимо гносеологических решает и практические задачи – осуществляет изучение современных этнических процессов, этнических аспектов обустройства быта, образования новых этнических общностей, ведет борьбу с этническими анахронизмами и так далее.
Этнография при исследовании своего предмета активно взаимодействует с другими научными дисциплинами:
- антропология – исследование этногенеза;
- история и археология – воссоздание этнической истории;
- искусствоведение – изучение народного творчества;
- экономика – исследование хозяйственной деятельности этноса;
- социология – изучение социальной структуры этноса;
- география – изучение расселения этноса и его взаимодействие с природной средой;
- демография – описание миграции и определение численности этноса.
Особое место в таких контактах занимает взаимодействие этнографии и языкознании.
Языкознание и этнография
Связь языкознания и этнографии проявляется через несколько аспектов:
- Во-первых, это диалектный словарь (названия бытовых вещей, окружающие и присущие людям определённой этнической общности – здания, одежда, посуда и так далее).
- Во-вторых, это коррелирующаяся классификация языков и этносов.
- В-третьих, это отражение этнического самосознания в используемом языке.
Данные взаимодействия вылились в отдельную научную дисциплину – этнолингвистику.
Этнолингвистика (также называемая, лингвистической антропологией) – это раздел языкознания, который изучает взаимодействие языка и этноса, в том числе специфику мировосприятия разными этническими общностями.
Среди проблем, которыми занимается этнолингвистика, можно выделить 2 основные: когнитивная (то есть познавательная) и коммуникативная (то есть связанная с общением между людьми). В связи с этим в рамках этнолингвистики уместным является рассмотреть когнитивно ориентированную и коммуникативно ориентированную этнолингвистику.
Когнитивно ориентированная этнолингвистика зародилась благодаря исследованию европейцами «экзотических» языков. Те традиционные методы, которые они применяли для лингвистического описания, оказались непригодными. Поэтому этнолингвистика предпринимала попытки выработать те методы и средства, которые смогли бы объяснить восприятие окружающего мира представителями различных этнических общностей.
Коммуникативно ориентированная этнолингвистика направлена на изучение моделей речевой деятельности и речевого поведения, которые приняты в различных этнических и культурных группах. Также изучается языковое выражение в соответствии с социальным статусом собеседников и стандартизированные речевые ситуации (переговоры, обучение в школах, заседание суда и так далее), отличающиеся в различных этнических группах.
Кроме того, этнолингвистика близка к таким наукам, как психолингвистика и лингвокультурология.
Психолингвистика изучает влияние индивидуальных особенностей восприятия мира и создание концептов в человеческом мышлении на язык. Она также пытается показать связь этого влияния с обществом и культурой, поскольку ментальные процессы человека и его язык формируются в зависимости от окружающего его этнического общества.
Лингвокультурология изучает взаимодействие языка и культуры. Она объясняет, каким образом язык отражает в себе особенности различных (в первую очередь, этнических) культур. В рамках лингвокультурологии язык рассматривается как нечто укорененное на культурном уровне познания.