Общие замечания
Характеризуя европейскую эпоху Просвещения, занимающую всего век между двумя революциями – английской и французской – ученые говорят об английском, немецком и французском просвещении. Заметим, что из трех, немецкое более ограничено и является не таким самобытным, как в Англии, и не столь влиятельным, как французское. Это обусловлено характерной для Германии политической раздробленностью, ее экономической отсталостью и, как следствие, очень слабой буржуазией.
Однако во время немецкого просвещения появились личности, которые явились создателями новой немецкой поэзии, философии, музыки.
Философия эпохи Просвещения Германии
Для немецких философов-просветителей характерен уход в область чистой теории. Она представлена именами:
- И. Гердера,
- И. Канта,
- Г. Лессинга.
Немецкий философ, теоретик искусства и драматург Готхольд Эфраим Лессинга видел политическое обновление в единстве человеческого рода. Необходимость такого обновления он считал необходимым для вступление общества в завершающий этап развития человеческой цивилизации, в «эпоху нового, вечного Евангелия».
Иоганн Готфрид Гердер – немецкий философ-просветитель, критик и эстетик – известен своими гуманистическими идеями. Его взгляды отражены в наиболее значимых и известных произведениях «Еще одна философия истории для воспитания человечества» и «Письма для поощрения гуманности». Он был поборником идеи самобытности в искусстве. Его взгляды на национальные различия культур и их разнообразие были очень популярны среди культурологов.
И все-таки наиболее известен миру философ Иммануил Кант, который имел свою концепцию Просвещения. Ученый считал, что Просвещение является освобождением личности от зависимости как моральной, так и интеллектуальной. Канта волновали многие вопросы бытия: искусство, творчество, проблемы общества, законы развития культуры и многие другие. По Канту причина всякого развития – это естественная конкуренция людей, стремление к личной свободе, самореализации, достижению значимости своей личности.
Имя философа связано с понятием «вещь в себе», которое означает вещь, рассмотренную со стороны таких ее качеств, которые от человека никак не зависят. Взгляды самого философа на это понятие претерпели изменение: в первом издании «Критики чистого разума» Кант говорит, что «вещи в себе» нет, а во втором – что есть.
Влияние философии И. Канта на дальнейшее развитие философской мысли трудно переоценить. Именно этот ученый основал немецкую классическую философии.
Музыка и литература периода немецкого просвещения
Этот вид искусства занимает наиболее заметное место в художественной культуре Германии того времени. Он представлен творчеством таких известных композиторов, как:
- И. Бах,
- Г. Гендель,
- Й. Гайдн,
- К. Глюк,
- В. Моцарт,
- Л. Бетховен.
Современный язык музыки сложился именно в эту эпоху, а его основателем считается Иоганн Себастьян Бах. Он писал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы, и до сегодняшнего времени его не превзошли в мастерстве полифонии. Многочисленные сонаты и сюиты, а также 40 опер принадлежат Георгу Генделю. Композитор, как и Бах, вдохновлялся библейскими сюжетами.
Явлением этого периода считается венская школа, связанная с творчеством таких гениев, как Вольфганг Моцарт, Йозеф Гайдн и Людвиг Ван Бетховен. Им принадлежит заслуга переосмысления прежних музыкальных форм и жанров.
Из представителей литературы самый большой вклад внесли Иоганн Вольфганг Гете и Фридрих Шиллер. Однако только ранее творчество этих великих поэтов относится к периоду Просвещения.
В целом, просветительские идеалы свободы и личного достоинства, обличение деспотизма в немецкой литературе представлены в самой общей и достаточно отвлеченной форме.