Характеристика эллинистического периода
Заключительным этапом древнегреческой культуры стал эллинистический период (323-146 до н.э.), или период эллинизма, как его принято называть. Возникновение этого периода связывают с началом походов Александра Македонского ($IV$ век до н. э.), а окончание – с завоеванием эллинистических государств Древним Римом в $I$ веке до н. э. (последним был захвачен Египет). Победа Спарты над Афинами в Пелопонесской войне знаменовало начало конца целой эпохи. Греки почти перестали участвовать в жизни государства, и это не могло не ослабить конфедерацию греческих полисов.
Эллинская культура в это время в целом сохраняет свой высокий уровень. Однако главной особенностью эпохи эллинизма является активная экспансия греческой культуры на всех областях эллинистического мира. В результате этого процесса многие племена и народы, проживающие на этой территории, стали приобщаться ко всем достижениям Древней Греции в области литературы, изобразительного искусства, науки.
Особенность этого периода заключается в том, что, распространяясь на огромной территории, элементы греческой культуры вступали во взаимодействие с местными, в основном, восточными культурными традициями.
Сложение общегреческого языка (койне) сыграло значительную роль в распространении греческой образованности.
В эпоху эллинизма продолжали развиваться философия, математика, естественные науки. На дальнейшее развитие материализма и атеизма, огромное влияние оказали естественно-научные воззрения и общефилософские взгляды Эпикура.
Искусство периода эллинизма
Отличительными чертами искусства, которое было призвано наглядно убеждать в превосходстве эллинской культуры, становятся помпезность и роскошь. В скульптуре и живописи под влиянием восточных культур появляются новые жанры, наблюдается рост реалистических исканий, расширение тематики искусства. В качестве примера можно привести попытки греков под влиянием иранского и египетского искусства создавать образ абсолютного правителя, что было, безусловно, новым для греческой культуры.
Главным видом искусства в период эллинизма остается архитектура. Очень быстро идет возведение новых городов и многочисленных торговых центров, разрабатываются схемы планировки полисов, предполагающие деление на кварталы и оформление центров городов, где должны появиться сооружения социального назначения:
- городской совет,
- народное собрание,
- базилика (судебно-административное здание),
- храмы,
- гимназии,
- школы.
В архитектуре можно найти влияние искусства Двуречья, представленного органическим сплавом архитектуры, пластики и цвета. Это Пергамский алтарь, посвященный Зевсу, в котором оформление цокольной части несвойственно древнегреческой архитектуре. Другое монументальное сооружение – Фаросский маяк в Александрии, простоявший полторы тысячи лет, входит в число семи чудес света. Величие этого сооружения является одной из основных черт древнегреческой архитектуры того времени.
От египетской и персидской культуры греки переняли традицию обожествления монарха. Статуи императоров в храмах возводились на месте статуй атлетов, что особенно наглядно проявилось в созданном архитекторами Пифеем и Сатиром Галикарнасском около 353 г. до н.э. Мавзолее, который также является одним из «семи чудес света».
В искусстве эпохи эллинизма широко представлена скульптура жанрового характера. Примером могут служить работы скульптора Боэфа «Мальчик с гусем», «Старый рыбак».
Стала использоваться также декоративная скульптура, которая широко применялась в качестве украшения садов и парков.
Для искусства эпохи эллинизма были характерны индивидуализм, снижение философских и общественных мотивов, космополитизм, преобладание тем, прославляющих правителей, бытовых, любовных сюжетов, преувеличенное внимание к внешним формам произведений искусства, торжество реализма. Значение культуры эллинизма трудно переоценить, так как она оказала значительное влияние на культуру Рима, а затем и всю мировую культуру.