Этнопсихология представляет собой междисциплинарную область знания, сформировавшуюся на стыке психологии и этнографии, специфика которой заключается в изучении систематических взаимосвязей между культурными и психологическими переменными в процессе сравнения этнических общностей.
Этнос как приоритетная категория этнопсихологии
Одной из базовых категорий научного направления выступает понятие этноса.
Под данной категорией в современной научной литературе понимается исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая группа людей, которая обладает общими, стабильными особенностями психики, языка культуры; характеризуется осознанием своего единства и отличиями от других этнических общностей.
Материальная и духовная культура
В современной научной литературе существует множество подходов к дефиниции феномена культуры, что обусловлено многообразием, спецификой, всеобъемлющим характером форм проявления культуры, духовных и материальных продуктов жизнедеятельности личности.
В рамках этнопсихологии феномен культуры понимается как система определенным образом взаимосвязанных составляющих, вся та общность проявлений, которая формирует данный этнос, вся совокупность проявлений социальной жизнедеятельности, политики, разграничения сфер хозяйствования, социальных отношений.
В наиболее общем виде культура подразделяется на духовную и материальную. Материальная культура состоит из созданных человеком предметов, однако, в процессе создания данных предметов нашли свое отражение знания и умения человека, его ценности, нормы и представления о мире, которые выступают неотъемлемой составляющей нематериальной культуры. Таким образом, разделение культуры на духовную и материальную представляется весьма условным, является научной абстракцией, поскольку любой предмет прежде, чем материализоваться был идеей, а любая идея для того, чтобы стать доступной должна объективироваться, облечься в какой-либо материал – скульптуру, книгу или картину.
Культура как объект изучения в рамках этнопсихологического подхода
Этнопсихологов интересуют преимущественно продукты духовной культуры, включая вопросы социализации детей, специфику отражения культурных элементов в сознании людей, так называемую субъективную культуру.
Под категорией субъективной культуры в современной научной литературе понимают характерные для каждой отдельной национальной культурной модели способы познания людьми социального окружения, специфика категоризации социальных объектов, установление взаимосвязей между окружающими социально-природными объектами, система ценностей, нормы, правила, принимаемые и разделяемые членами этнической общности.
Таким образом, понятие объективной культуры охватывает всю совокупность представлений, идей и верований, которые объединяют представителей этнической общности, оказывает непосредственное влияние на реализацию поведенческих стратегий членов этой общности.
Факторы формирования различия культурных моделей
Этнопсихология изучает преимущественно психологические факторы, обуславливающие специфику отдельных культурных моделей. К таким факторам французский исследователь К. Леви-Стросс называет потребность в идентификации личности себя с группой себе подобных при одновременном стремлении к дифференциации от других групп.
Важное место среди причин, обуславливающих различия национальных культур выступают природно-географические факторы, включая флору и фауну, природно-климатические, географические условия.
Таким образом, этнопсихологический подход рассматривает все культурно-обусловленные, национально маркированные проявления социальных взаимоотношений, взаимодействий с социально-природной средой, особенности создания духовных и материальных ценностей.