Понятие государственного кредита
Правительство любого государства заинтересовано в развитии бизнеса на своей территории как минимум потому, что налоговые платежи хозяйствующих субъектов – это основной источник пополнения бюджета. К тому же поддержка со стороны государства бизнес-структур благоприятно сказывается на экономической ситуации страны в целом:
- Малый бизнес и предпринимательство создают рабочие место для самого бизнесмена и для других людей. Как правило, малые формы бизнеса оказывают такие услуги, которые полезны для населения, но для более крупных организаций не представляют особого интереса.
- Организация конкурсного отбора исполнителей каких-либо значимых для государства работ и услуг или изготовления и продажи товаров обеспечивает выбор наиболее оптимального варианта «цена – качество». Так же такая мера должна обеспечивать прозрачность ценообразования и возможность для каждого экономического субъекта, отвечающего определенным требованиям, сотрудничать на договорных условиях с государством.
- Создание свободных экономических зон должно способствовать привлечению потока инвестиций для развития какого-либо региона страны.
- Предоставление льгот, субсидий, выделение государственной помощи и выдача государственных кредитов производится с целью поддержки каких-либо стратегически важных для всего государства и населения направлений деятельности.
Как видно из вышесказанного, государственные кредиты являются одним из видов государственной помощи, которая предоставляется экономическому субъекту на возвратной основе.
Основные аспекты бухгалтерского учета государственных кредитов
Учет государственных кредитов, как и других видов государственной помощи, ведется в соответствии с правилами ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Порядок бухгалтерского учета государственных кредитов зависит от условий, на которых они предоставляются:
- государственные кредиты на возвратной основе как заемные средства в общем порядке;
- государственные кредиты, которые выдаются на возвратной основе, но при выполнении определенных условий могут стать безвозвратными. Также кредитный договор может предусматривать и иные формы выгод для субъекта хозяйствования. В данном случае государственные кредиты должны отражаться в системе бухгалтерского учета в качестве государственной помощи согласно ПБУ 13/2000. Однако экономический субъект должен быть в значительной степени уверен, что сможет соблюсти данные условия.
Далее рассмотрим учет возвратных государственных кредитов.
Для учета заемных средств планом счетов предусмотрено два счета - 66 и 67. На счете 66 учитываются кредиты и займы, в том числе государственные кредиты, которые должны быть возвращены в течение одного года. В том случае, если условиями кредитного договора предусмотрен возврат кредита более чем через 12 месяцев со дня его выдачи, то применяют счет 67.
Государственный кредит выдается деньгами в безналичной форме, поэтому его получение отражается по дебету счета 51 и кредиту 66 или 67. Такая запись в бухгалтерском учете делается на дату фактического поступления денежных средств. В данном случае факт подписания кредитного договора не является признаком возникновения задолженности по кредиту.
За счет полученных средств экономический субъект приобретает какое-либо имущество. Государственный кредит может направляться на финансирование текущей деятельности, например, на оплату поставленных материалов и т.п. Если кредитным договором денежные средства предоставляются под определенные цели, то субъект хозяйствования должен представить доказательство исполнения данного условия.
Экономический субъект должен организовать раздельный учет государственных кредитов:
- Долгосрочных и краткосрочных. Для этого учетной политикой может быть предусмотрен перевод долгосрочного кредита в краткосрочный, когда до истечения исполнения обязательства по его возврату и выплате процентов остается 12 месяцев. Однако не будет ошибкой и учет долгосрочного кредита в качестве такового в течение последнего года его погашения, так как условие долгосрочности вытекает из условий договора. Все же первый вариант является более предпочтительным.
- Основной суммы долга и процентов. Для этих целей открываются отдельные субсчета. Проценты могут учитываться как прочие расходы на счете 91, так и включаться в стоимость имущества, например, при приобретении основных средств.
- Выданных в российских рублях и иностранной валюте.