Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Банковский учет и его проводки

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Банковский учет и его проводки

Организационные аспекты банковского бухгалтерского учета

Определение 1

Под банковским бухгалтерским учетом понимается поток информации о наличии, состоянии, движении имущества, денежных и кредитных средств, фондов и ценных бумаг, резервов, доходов и расходов, результатах финансово-хозяйственной деятельности банков, сформированный в целях управления, анализа, планирования и контроля деятельности коммерческого банка.

Банковский учет направлен на обеспечение единого понимания сведений об имеющихся в наличии банка ресурсах и их использовании (размещении).

Общие правила ведения банковского учета

Ведение банковского учета кредитной организации должно осуществляться непрерывно с даты ее государственной регистрации и до момента реорганизации либо ликвидации в установленном законодательством порядке. Кредитная организация при ведении банковского учета должна применять одни и тех правила, за исключением существенного изменения деятельности или законодательства. Если же это правила по тем или иным причинам нарушено, то в пояснениях к банковской отчетности необходимо предоставить обеспечение сопоставимости учетных данных.

В общем виде банковский учет не отличается от ведения учета в других субъектах хозяйственной деятельности. Имущество, банковские и иные хозяйственные операции учитываются на счетах бухгалтерского учета посредством применения метода двойной записи. Основное отличие заключается в том, что для ведения учета применяется план счетов, разработанный специально для кредитных организаций. Кредитные организации также формируют рабочий план счетов на основе законодательно утвержденного плана.

Запись в регистры банковского учета осуществляется на основании первичных учетных документов, фиксирующих факт совершения или факт разрешения на совершение хозяйственных операций. Первичные банковские документы составляются в момент совершения или сразу после совершения хозяйственной операции.

Замечание 1

Все записи в первичных банковских документах и учетных регистрах осуществляются на русском языке. Если какой-либо банковский документ составлен на иностранном языке, он подлежит обязательному переводу на русский язык.

Учетная политика кредитной организации

В соответствии с законодательством Российской Федерации кредитные организация обязаны разрабатывать и утверждать учетную политику, включающую в себя:

  • рабочий план счетов, разработанный в соответствии с типовым Планом счетов;
  • формы первичной учетной документации, по которым не предусмотрено обязательных к применению типовых форм;
  • порядки урегулирования внутрибанковских расчетов между подразделениями банка, проведения учетных операций;
  • методологию оценки имущества и обязательств кредитной организации;
  • выбранные способы ведения учета активов, обязательств и хозяйственных операций;
  • принципы организации документооборота и технологии обработки информации;
  • особенности проведения инвентаризации;
  • иные решения, требующие утверждения в учетной политике кредитной организации.

Учетную политику кредитной организации целесообразно представить в разрезе следующих разделов: общих положений; формирования учетной политики, организационно-технических основ ведения учета; методологических основ ведения учета, а также налогового аспекта учета.

Замечание 2

Учетная политика подлежит утверждению руководителем кредитной организации.

План счетов бухгалтерского учета

Законодательством Российской Федерации утвержден отдельный План счетов для кредитных организации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Кредитные операции кредитных организаций и их учет подробнее . В настоящее время действует План счетов бухгалтерского учета для По данной теме мы уже выполнили курсовую работу План счетов бухгалтерского учета. Порядок составления рабочего плана счетов подробнее кредитных организаций и порядок его применения, утвержденный положением Центрального банка 27.02.2017 № 579-П.

План счетов банковского учета имеет структуру в порядке разделения на главы, разделы и подразделы, счета первого и второго порядка.

Планом счетов допускается возможность введения дополнительных лицевых счетов в установленном законодательством порядке.

Указанный План счетов предоставляет информацию в трех частях:

  1. Общая часть, устанавливающая единые обязательные для исполнения методологические основы организации и ведения учета в кредитных организациях. В этой части документа определены задачи банковского учета; порядок и требования к формированию учетной политики кредитной организации; принципы осуществления банковского учета;
  2. Характеристика счетов, предусматривающая описание счетов банковского учета с указанием особенностей ведения учета по счетам как первого, так и второго порядка. В данной части характеристика счетов представлена в разрезе балансовых счетов, счетов доверительного управления, внебалансовых счетов, счетов по учету требований и обязательств по производным фининструментам и прочим договорам (сделкам), расчеты и поставка по которым осуществляются не ранее дня, следующего после дня заключения договора;
  3. Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций при организации работы по ведению бухгалтерского учета, определяющий организационные аспекты банковского учета и документооборота, порядок ведения аналитического и синтетического учета, организацию внутреннего контроля и хранения документации, а также порядок формирования бухгалтерской финансовой отчетности.

Бухгалтерские записи в банковском учете

Порядок отражения операций на счетах банковского учета аналогичен ведению учета у других хозяйствующих субъектов: он осуществляется методом двойной записи в системе взаимосвязанных счетов. Каждая операция отражается в дебете одного счета и кредите другого счета.

Примерами бухгалтерских записей в банковском учете являются:

Дт 320 Кт 30102 – отражено предоставление кредита банку-заемщику;

Дт 30102 Кт 320 – отражено погашение межбанковского кредита;

Дт 32003 Кт 32002 – отражено продление банковского кредита.