Профилактика конфликта
Профилактика конфликта – это деятельность, которая направлена на недопущение возникновения конфликтов, устранение разрушительных последствий конфликтов, а также их источников.
Для того чтобы предупредить конфликт, необходимо уметь его предвидеть, обладать навыками прогнозирования.
Существуют различные методы профилактики, которые используются сторонами при разрешении субъективных и объективных причин конфликтов:
- формирование культуры конфликта, в основу которой положен принцип социальной справедливости и солидарности;
- выстраивание социального партнерства, причем как в рамках одной организации, так и между организациями;
- формирование у работников культуры поведения, взаимного уважения друг к другу, доверия и толерантности;
- учет психологических качеств личности, независимо от занимаемой должности, учет взаимных симпатий, формирование рабочих групп с учетом перечисленных факторов;
- в рамках предотвращения рабочих конфликтов создание системы мотивации персонала, при этом учитывается индивидуальный подход к каждому работнику.
Предупреждение конфликтов предполагает поиск возможных путей разрешения конфликта, коллизий, уступок друг другу и т.д. Нередко с целью осуществления разрешения конфликта стороны нанимают третье лицо, которое оказывает содействие в разрешении спорных ситуаций. В рамках организации также возможен найм психологов-конфликтологов, которые способствуют улаживанию профессиональных конфликтов, сглаживанию социально-рабочего напряжения, существующего в коллективе. Нередко в организации осуществляется разработка особой системы мотивации персонала, организационной культуры и т. д.
Пути профилактики конфликтов
Профилактика конфликтов зависит от конфликтной ситуации, которая требует разрешения. Существует несколько эффективных способов предупреждения и управления конфликтной ситуацией:
- Структурные методы. Данный метод направлен на предотвращение конфликта. Он учитывает ожидание субъектов от результатов конфликта, то есть сущность информации, которая должна быть получена сторонами, результат, к которому должны прийти стороны. Кроме того, определяется политика конфликта, конфликтная процедура и правила. Причем стороны, разрешающие конфликт, должны уяснить данное правило не только для себя, но и пояснить их конфликтующим сторонам, чтобы они предполагали свои ожидания от конфликтов. Нередко именно помощь с разрешением предконфликта способна предотвратить конфликт уже на этапе зарождения. Например, если субъекты поймут, что ресурсы, которые будут затрачены ими на разрешение конфликта, будут намного больше, чем в случае его предотвращения на начальной стадии.
- Координационный и интеграционный механизмы. Самый распространённый механизм управления конфликтом – это установление цели. Установление целей, а также иерархии полномочий субъектов позволяет не только разрешить конфликт, но и избежать его. Например, субъекты могут обратиться к специалисту, предлагая ему принять решение за них. В данной сфере особенно важным является принцип единоначалия, который присутствует в деятельности многих государственных и муниципальных органов и организаций.
- Общеорганизационные, комплексные цели. В основе данной методики лежит направление усилий всех участников на достижение общей цели, за счет чего сглаживает конфликт. Например, данная тактика применялась в компьютерной компании «Apple», компании «Макдональдс». С самого начало функционирования данных компаний особое внимание уделяется не только экономическим показателям, но и уровню конфликтов в коллективах. Так, для данных компаний разработана особо социальная миссия, которая придает больший вес указанию руководителей. При наличии такой социальной миссии барменам и официантам в «Макдональдсе», например, легче соблюдать жёсткие стандарты, которые имеют место в организации. Подобная политика способствует профилактике конфликтов в коллективах.
Рисунок 1. Предупреждение конфликтных ситуаций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Деятельность специалиста конфликтолога-психолога по профилактике конфликтов
Конфликтолог-психолог – это особая должность, цель которой – не только разрешение конфликтов, но и сохранение здоровья населения в психологической сфере, снижение конфликтных ситуаций. Целью конфликтолога является мирное разрешение конфликтов, а также предупреждения их возникновения. Данная профессия требует несколько навыков:
- высшее психологическое образование;
- образование в сфере конфликтологии;
- стрессоустойчивость;
- эмпатия.
Таким образом, одной из целей конфликтолога является профилактика конфликтов. Для того чтобы предотвратить конфликт, необходимо не только соответствующее образование, но и опыт работы в сфере разрешения конфликтов. Кроме того, конфликтолог должен доброжелательно относиться к людям, однако не давать воли братским чувствам к каждому, с кем он работает, так как работа конфликтолога это не допускает. Конфликт на ситуацию нередко сопровождается эмоциями, криками, агрессией, при этом конфликтолог должен уметь сгладить эмоции, применить методику подавления или раскрытия эмоции. Конфликтолог должен уметь слушать и слышать, уметь абстрагироваться от собственных эмоций, в противном случае ему будет достаточно сложно проводить переговоры и осуществлять профилактику конфликтов.
Пример профилактики конфликтов можно проследить на должности конфликтолога в поликлинике, которая существует в некоторых крупных городах России. Функции конфликтолога здесь заключается в следующем:
- Подготовка информационных стендов для пациентов с информацией о природе конфликтов, их причинах и последствиях, умение правильно преподнести данную информацию и развесить её в необходимых местах, а именно в местах массового скопления народа в поликлинике.
- Умение разрядить эмоции какими-либо нестандартными способами. Например, в некоторых поликлиниках конфликтологи применяют метод «груши». А именно боксёрскую груши вешают в местах массового скопления людей, рядом с ней размещают объявление о том, что любой человека, у которого накопилось раздражение, имеет право побить данную боксёрскую грушу и таким образом «спустить пар».
- Работа с пациентами. В качестве пациентов выступают не только граждане, но и сами врачи, так как уровень конфликтов между врачами и пациентами достаточно высок, и медработникам также необходимо освободиться от стрессов, разрешить имеющиеся проблемы. Конфликтологии также присутствует на планерках, во время сестринских часов, проводит занятия с медперсоналом.