Проблемы буллинга в подростковой среде
В современном обществе вопрос агрессивного поведения несовершеннолетних лиц изучается достаточно длительное время. По мнению учёных, агрессивное поведение имеет связь с повышенным уровнем тревожности личности. Агрессия представляет собой вид психологической защиты, стремление к безопасности, следствие фрустрации.
В современных культурах можно также наблюдать предпосылки к различным искаженным формам личности, что провоцирует возникновение жестокого обращения в отношениях между людьми, в том числе и между подростками. На сегодняшний день проблема буллинга стоит достаточно остро, так как мы все чаще наблюдаем жестокость во взаимоотношениях подростков.
Согласно многоплановым исследованиям проблема буллинга актуальна в подростковой психологии, насилие в пубертатный период влияет на закрепление негативного представления о себе, так как именно в подростковом возрасте человек характеризуется стремлением к личностному росту, наблюдается расхождение реального и идеального образов, неопределённость жизненных планов, формируются специфические семейные отношения, а также возможно проявление жестокости по отношению к окружающим.
Проблема буллинга освящена в работах Т. Г. Волковой, C. B. Ильиной, Е. С. Меньшиковой, Ф. Райе, Е. Н. Ожиевой, С. Ю. Чижовой, И. С. Кон, О. Л. Глазман, С. Е. Кривцовой, Н.С. Бобровниковой и так далее.
В современном обществе участились случаи деструктивного поведения подростков, а также жестокого обращения по отношению друг другу, а также к людям более старшего возраста. Жестокое обращение проявляется формация унижение, оскорбление, насмешек, драк, применение насилия. Все указанные действия являются причиной личной деструкции, выступают в качестве проявления стресса или суицидальных наклонности у жертвы. В основу подобного поведения у подростков также ложится травматический опыт, испытанный ими ранее. Данный вид опыта способен повлиять на дальнейшее поведение подростков в общественной среде
ситуации травли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Участники ситуации травли. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Понятие буллинга и его виды
Явление буллинга изучалось многими учёными, причём не только психологами, но и конфликтологами, в связи с чем были определены основные его характеристики:
- проявление агрессии;
- наличие продолжительного контекста в действиях;
- действия направлены по отношению к лицу, которые не способно себя защитить, то есть наблюдается дисбаланс власти;
- агрессивные действия являются осознанными.
В качестве инициаторов травли могут выступать подростки с эгоистичными чертами характера, стремящиеся к власти, самоутверждению за счёт других. Также впоследствии инициатором травли может стать и тот человек, который ранее подвергался насилию со стороны каких-либо лиц.
Основная цель подростка – стать авторитетом в своей референтной группе, что предоставляет ему определённую власть. В качестве жертвы буллинга чаще всего выступают подростки, которые не способны постоять за себя. Также жертвой может оказаться любой человек, например, сверстник, учитель, лицо с какими-либо физическими недостатками, особенностями внешности, трудностями в общении и обучении и т.д.
Выделяют следующие распространённые виды буллинга:
- Физическая агрессия, проявляемая в форме пинков, избиения и т.д.
- Вербальная агрессия, проявляемая в формате угроз, оскорблений, унижений, негативных высказываний и т.д.
- Насильственный буллинг – это действия, направленные на запугивание, проявление психологического или физиологического террора, агрессии, а также желания подчинить себе другого человека или вызвать у него чувство страха.
- Психологический буллинг, основанный на психологическом давлении, и выраженный в форме игнорирования, бойкота и т.д.
- Вымогательство ценностей, денег, принудительная порча имущества.
- Кибер-буллинг, то есть травля с использованием социальных сетей.
- Телефонный буллинг, то есть травля с использованием средств сотовой связи.
- Сексуальный буллинг, то есть направленный на нанесение душевных травм в сексуальной сфере подростков.
Предпосылки буллинга
Выделяют различные предпосылки буллинга, которые могут быть разделены на следующие основные группы:
- Проблема появления новичков в коллективе, который не вписывается в его условия.
- Наличие в группе общепризнанного лидера.
- Возникновение острого конфликта между двумя или более участниками.
- Наличие внешних поводов для агрессии.
- Низкий уровень воспитания лиц, вступающих в конфликт.
- Наличие чрезмерной импульсивности, постоянное проявление агрессии и желания доминировать.
- Неадекватно завышенная или заниженная самооценка.
- Семейное насилие, которое имело место в отношении инициатора конфликта.
- Низкий социально-экономический статус семьи.
- Возникновение серьезных внутрисемейных конфликтов.
- Ранняя судимость, деструктивная поведение одного из участников конфликтов и т.д.
Основная цель буллинга – это желание прикрыть свою неполноценность агрессивным поведением. Также в качестве мотива буллинга может выступать месть, глубокая неприязнь, выраженная к человеку, желание бороться за власть, самоутверждаться за чужой счёт, быть постоянно в центре внимания, а также лучше выглядеть в глазах остальных, постоянное стремление унизить другого человека.
Достаточно часто жертвы буллинга не рассказывают никому о случившемся, так как боятся лиц, которые проявили в отношении них агрессию. Например, подросток жертва может учиться с агрессором в одной школе или даже в одном классе. Поэтому взрослым необходимо быть внимательными при изменении поведения ребёнка. Школьным педагогам также необходимо обращать внимание на изменения в личности и поведении ребёнка, особенно в негативную сторону.
Если преподаватель или куратор заметили элементы буллинга, они должны его немедленно пресечь. С этой целью необходимо привлекать не только родителей, но и психологов, которые помогут разрешить данную проблему. Кроме того, необходимо не допускать насмешек в адрес подростков, которые очень бурно реагируют на любые негативные высказывания в свой адрес.