Природа конфликтов между детьми и родителями
Конфликт – это столкновение двух или более сторон, вызванное противоречиями их интересов.
Конфликты между детьми и родителями возникают часто. Особенно острый характер носят конфликты в тех случаях, когда ребёнок теряет одного из родителей, испытывают давление со стороны сверстников, в его жизни случается нервно психическая ситуация, которая травмирует его.
Одной из самых серьезных проблем на сегодняшний день является влияние конфликта в семье на воспитание ребенка. Если в семье постоянно возникают конфликты, ребенок приобретает отрицательный опыт общения, что выражается в следующих позициях:
- требования отца и матери противоречат друг другу;
- у ребенка понижается способность к адаптации;
- в семье отсутствуют покой, благополучие, которые необходимы для полноценного развития ребенка;
- для ребенка возрастает риск получить нервно-психическое заболевание;
- растет бесконтрольность за времяпровождением и досугом ребенка, в результате чего он предоставлен сам себе, может совершить преступление или правонарушение, стать жертвой преступного посягательства;
- ребенок не усваивает ряд моральных норм;
- у ребенка формируются противоречивые чувства к своим родителям, порой, враждебные.
Причины конфликтов родителей с подростками. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />
Рисунок 1. Причины конфликтов родителей с подростками. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Психологические факторы взаимодействия детей и родителей
По мнению учёных, можно выделить несколько психологических факторов, оказывающих влияние на взаимоотношения родителей и дете.:
Тип внутрисемейных отношений. Различают типы гармонии и дисгармонии. Если семья гармонична, родители общаются с ребенком как с товарищем, направляют его, а не указывают ему. Они хвалят и поощряют его, допуская высказывания советов. Если возникают спорные вопросы, то родители позволяют ребенку дискутировать на тему своих распоряжений, при этом они занимают руководящее положение, однако не подчеркивают его. Для гармоничного типа характерен демократический стиль воспитания детей в условиях принятия личностных качеств, их одобрения и понимания. Если семья дисгармонична, присутствует негативный характер отношений между супругами, часто возникают конфликты. Чувства и эмоции одного не воспринимаются другим, во взаимоотношениях между членами семьи сохраняется дистанция. Возрастает уровень психологического напряжения в семье, что приводит к нервным заболеваниям и срывам. У детей часто возникает беспокойство.
Деструктивность семейного воспитания. При деструктивном типе семейного воспитания наблюдаются разногласия членов семьи по основным вопросам, родители могут быть противоречивыми, не последовательными, принимать неадекватные решения и применять неадекватные методы воспитания. При данном методе устанавливается запрет на многие сферы жизни, наблюдается чрезмерная опека. Родители могут также предъявлять повышенные требования к детям, часто применять угрозы, осуждать детей за проступки и так далее.
Возрастной кризис. При возрастном кризисе детей наблюдаются факторы повышенной конфликтности. Это переходный период от одного детского этапа развития к другому. В этот период дети могут быть не послушными, раздражительными, капризными, они часто вступают в конфликт с окружающими их людьми, в том числе с родителями. Как правило, они начинают не принимать ранее выполнявшиеся требования, что доходит до упрямства:
- На первом году переходного возраста дети уже начинают «качать права». Опасность данного периода заключается в том, что многие нетерпеливые родители начинают применять методы подчинения, ломать подростка, чтобы те не капризничали. В итоге такие подростки лишаются своего мнения.
- Когда ребёнку исполняется 6-7 лет, возникает обратная ситуация. На данной стадии взрослые пытаются привить ребёнку самостоятельность и ответственность, однако во многом лишь для того, чтобы они не мешали. Не стоит опекать на данном этапе развития ребёнка во всём, однако необходимо внушать уверенность в безопасности, особенно со стороны родителей. Родители должны всегда вставать на сторону ребёнка, защищать его права и свободы.
- В 12-14 лет наблюдается переход к подростковому возрасту, и происходит кризис полового созревания. На данном этапе детям нужна не защита, а возможность почувствовать себя самостоятельной личностью, именно в этот период стадии ребёнок обретает свои желания, позицию, мнения. Возникают проблемы в авторитарных семьях, где родители стремятся подчинить себе ребенка, однако должны обратить внимание на особенности его поведения и возможности самореализации.
- Один из самых серьезных кризисов происходит в период 15-17 лет, когда у подростков появляется чувство вседозволенности, они желают попробовать сигареты, алкоголь, секс и деньги. Многие пытаются уйти из-под родительской опеки, в том числе уйти из дома, полностью отгородить себя от родителей. Подростки могут даже избегать общения с родителями, чтобы те не ограничивали их самостоятельность.
Деструктивные стили воспитания детей
При деструктивных стилях воспитания детей проявляются следующие черты:
- Авторитарность. Данный стиль характеризуется наличием стереотипных оценок поведения своих детей, игнорированием их потребностей и особенностей, бесцеремонностью по отношению к ним. Как правило, такие родители холодны и являются диктаторами, они не приветливы, ограничены в своих суждениях, умеют делать лишь деловые распоряжения и команды, которые, в первую очередь, основываются на запретах.
- Либерализм. Проявление данного стиля осуществляется в отстраненности и отчужденности членов семьи друг о друга, в том числе родителей от детей. Во многом родители безразличны к делам детей, допускают любое их поведение. Родители предпочитают жить по принципу «дети могут делать всё, лишь бы не мешали». В таких семьях родители, как правило, безразличны к судьбе ребёнка. Это может спровоцировать негативное психическое состояние у ребёнка, агрессивность и преступные наклонности, что непременно выльется в будущем в конфликт.