Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Детский психоанализ

Все предметы / Психология / Детский психоанализ
Содержание статьи
Определение 1

Детский психоанализ — это направление психоанализа, в котором в качестве клиентов выступают дети. Детский психоанализ основан на аналогичных понятиях и принципах, что и психоанализ взрослого человека (внимание к внутренней психической жизни, интерпретация защит, сопротивление и перенос).

Возникновение психоанализа

Психоанализ — это научно-исследовательское и практическое направление психологии, которое берет начало в XIX-XX вв. В 1896 году З. Фрейд в первый раз использовал в научном языке категорию «психоанализ». Первое его исследование по психоанализу «Толкование сновидений» было опубликовано в 1900 году.

На протяжении следующих десятилетий Фрейд и его последователи начали разработку теории и методологии классического психоанализа. Начиная с первой трети прошлого века, психоанализ прочно вошел в повседневную жизнь.

Диапазон понятий психоанализа в научной литературе и у Фрейда достаточно обширен. В течение всего развития этого направления его категории расширялись и углублялись. Сегодня под психоанализом необходимо понимать совокупность глубинных психологических концепций, которые постепенно развиваются и складываются в новую научную дисциплину.

Психоанализ представлен методом исследования психических процессов, методикой практической психологической помощи взрослым пациентам в лечении невроза. Основополагающее понятие психоанализа — это представление о бессознательном психическом процессе.

В учении Фрейда большую роль играет период раннего детства ребенка, поскольку краеугольный камень психоаналитической теории — это бессознательное и его специфическая динамика. Основная черта бессознательного включает его связь с инфантильным («бессознательное и есть инфантильное»). Ученый, открыв бессознательное, осуществил революцию в представлениях о психической жизни, бытовавших до этого времени и существовавших в философии и классической психологии конца XIX — начала ХХ века.

Готовые работы на аналогичную тему

Данное открытие стало не гипотезой, а выступило в качестве результата систематических клинических наблюдений. Открытие динамического бессознательного автором теории способствовало полному перевороту в существовавших ранее категориях мышления мирового масштаба.

Эволюция детского психоанализа и его особенности

После признания бессознательного как динамического феномена в центр дискуссии попали проблемы детского развития. Теория психоанализ не могла сказать о взрослом человеке ничего такого, что не затронуло бы и ребенка. Фрейд во всех своих трудах отвел главную роль в психических конфликтах природе и судьбе сексуального влечения.

После нескольких десятилетий, в то время, когда основные понятия психоанализа прочно интегрировались в культуру научного сообщества, а любой образованный человек стал знаком с концепциями Фрейда и его последователей, зарождается научно-практическое направление психологической помощи ребенку. Это направление называлось детский психоанализ.

Детский психоанализ формируется в пределах взрослого психоанализа. Начиная с 1909 года, когда выходит в свет классическая психоаналитическая работа Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (широко известна среди специалистов как «случай маленького Ганса»), психоанализ развивается на протяжении последующего столетия. Постепенно он превращается в научно-практическое направление современной психологии.

Фрейд мало писал о детях как таковых, но почти во всех исследованиях клинических случаев им было уделено много внимания инфантильным проявлениям в психике взрослых людей. Тем самым ученый выводил корни невротических конфликтов взрослого индивида их детских переживаний.

Первоначально детский психоанализ специалисты рассматривали в качестве «психоанализа детских неврозов». Исследователи современного детского психоанализа обозначили его как метод лечения психических расстройств у ребенка с помощью определения взаимодействия сознательного и бессознательного.

В современном мире психологии детский психоанализ — это динамическая и развивающаяся система психоаналитических знаний о ребенке, которая включает в себя несколько направлений:

  • Концепцию социально-эмоционального развития ребенка;
  • Глубинно-психологические исследования внутреннего мира детей;
  • Технику и практику психоаналитической детской терапии.

Развитие направления детского психоанализа стало сложным и противоречивым. До настоящего времени на повестке дня остался широкий круг проблем, по которым ученые ведут споры.

К проблемным моментам можно отнести:

  • Возможность использования психоаналитической терапии в отношении детей раннего и дошкольного возраста;
  • Методики работы с родителями детей, которые проходят психоаналитическую терапию;
  • Природа сопротивления и переноса невроза ребенком в разном возрасте в процессе психоанализа;
  • Игровой материал, который используется в работе с детьми разного возраста;
  • Совершенствование техник психоаналитической работы с детьми, которые страдают тяжелой психопатологией (нарциссическая, пограничная, психотическая);
  • Разработка техник для психоанализа подростков.

Традиционно принципы детского психоанализа обладали несколькими особенностями: частота сеанса, обязательная работа с родителями детей, находящихся в аналитической терапии, применение игр, рисунков, лепки, использование интерпретации в качестве основного инструмента аналитики, работа с переносом и контрпереносом.

Современные специалисты рассматривают аспекты современной психоаналитической терапии детей, основной из которых состоит в поддержании аналитической позиции, устанавливающей как можно меньше ограничений в области проведения лечения.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис